В начале XX в. произошло множество
трагических событий: Первая мировая война, революции… Стремительно
развивались наука и техника, появились аэропланы, автомобили, телефон и
радио… Настоящий «переворот» произошел и в скульптуре. Некоторые мастера
утверждали, что искусство должно быть независимо от окружающей
действительности. Задача скульптора — творить новые, невиданные формы, а
не копировать натуру. Эти скульпторы стремились изобразить
«неизобразимое», пытаясь разгадать тайны жизни.
Итальянский скульптор Умберто Боччони в
бронзовой композиции «Развитие человека в пространстве» словно собирает
фигуру из заостренных, «летящих» деталей, так что они кажутся
вовлеченными в какой-то космический вихрь, водоворот… Такие
«космические» образы были рождены наступившим веком стремительных
скоростей, революционных потрясений. У. Боччони. Развитие человека в пространстве, бронза, 1931.
Англичанин
Г. Мур создавал свои произведения на основе «отвлеченных» (то есть
непохожих на конкретную натуру) пластических форм. Одна из его самых
знаменитых скульптур — лежащая женская фигура — в 1958 г. была
установлена возле здания ЮНЕСКО в Париже. Крепкая и мощная фигура,
созданная из перетекающих, округлых форм камня, словно воплощает энергию
и силу самой природы. Это не земная женщина, а сама Мать-Земля.
Художнику важно задержать внимание зрителя, заставить его глубже
проникнуть в смысл «странного» произведения.
Другим знаменитым творцом необычных
скульптурных форм был румынский скульптор К. Бранкузи. «Птица в
пространстве» (около 1928) — так он назвал небольшую бронзовую работу,
похожую на пламя, устремленное в небо. Отполированная до блеска,
отражающая солнечные лучи «обтекаемая» форма вызывает ощущение полета.
Зритель вновь становится участником «сотворения искусства»: скульптор
останавливает его, заставляет фантазировать, домысливать художественный
образ. К. Бранкузи. Птица в пространстве, бронза, 1928.
В
1937 г. в мемориальном ансамбле в Тыргу-Жиу в Румынии Бранкузи
устанавливает на лесной поляне «Стол молчания». Округлые сиденья словно
застыли в торжественном хороводе вокруг каменного великана — круглого
приземистого стола. В этой работе нет «человекоподобных» форм. Но,
несмотря на это, она напоминает именно человеческое действие, например
древнюю ритуальную трапезу — символ согласия. М. Шемякин. Карнавал Санкт-Петербурга, бронза, 1992.
Так, в неожиданной скульптурной форме, зрителю открывается завораживающая картина вечного единения народа и родной земли.
Скульптура любого времени созвучна
эпохе: она воплощает его идеалы и вкусы. Каждое новое поколение
скульпторов учится у своих предшественников. В наши дни создаются самые
разные произведения: и традиционные, следующие натуре, и
экспериментальные, «бунтарские», выполненные из необычных материалов.
Лучшие из них отберет Время. Задача зрителя, любящего искусство, —
научиться понимать творения скульптуры. П. Пикассо. Женщина в шляпе, раскрашенный металл, 1961–1963. Г. Myp. Лежащая женская фигура, бронза, 1975.
* * * |