Зимний дворец в Санкт Петербурге построил в 1754–1762 гг. Франческо Бартоломео Растрелли, итальянец по происхождению.
Прославленный
петербургский Эрмитаж расположен в бывшем дворце русских монархов.
Огромное собрание знаменитого российского музея сейчас занимает пять
зданий: Зимний дворец, Малый Эрмитаж, Старый Эрмитаж, Придворный театр и
Новый Эрмитаж.
У истоков огромных коллекций Эрмитажа стояла коронованная особа — императрица Екатерина II.
В 1764 г. в Санкт-Петербург привезли 225 картин, принадлежавших
крупному берлинскому коммерсанту И. Гоцковскому. Чтобы погасить свою
задолженность российской казне, Гоцковский предложил вместо денег свое
собрание полотен, написанных большей частью голландскими и фламандскими
живописцами.
Эти полотна так очаровали императрицу,
что она начала коллекционировать картины. Специальных людей отряжали за
границу, чтобы они покупали в Европе художественные произведения или
даже крупные коллекции целиком. Екатерина II повелела приобретать картины для Эрмитажа по всей Европе.
В 1769 г. из Дрездена привезли коллекцию графа Брюля, бывшего премьер-министра курфюрста Саксонии.
В нее входили картины Рубенса,
Рембрандта, Ватто и других прекрасных художников. В 1772 г. в Париже
было куплено великолепное собрание знаменитого французского ценителя
искусств барона П. Кроза. Таким образом в Санкт-Петербурге оказались
«Святое семейство» Рафаэля, «Даная» и еще несколько картин Рембрандта,
«Юдифь» Джорджоне, произведения Веронезе, Ван Дейка, Тинторетто… Спустя век после основания Эрмитажа его собрание пополнилось картиной Леонардо да Винчи «Мадонна с младенцем», приобретенной в Милане у герцога А. Литты.
К
огромному сожалению, не всем произведениям, предназначенным для собрания
императрицы, удалось благополучно добраться до Санкт-Петербурга. В
1771 г. при кораблекрушении погибли картины голландских живописцев,
купленные в Гааге. Тем не менее коллекция Екатерины II становилась все
больше и прекраснее.
Позаботилась просвещенная императрица и
о должном помещении для своих картин. Уже в 1764–1767 гг. рядом с
Зимним дворцом по проекту архитектора Ж.Б. Валлен-Деламота было
построено новое здание, которое соединялось с дворцом крытым переходом.
Поначалу петербуржцы по имени архитектора называли его Ламотовым
павильоном. Но позже в обиход вошло и другое название — Малый Эрмитаж. Парадную лестницу Зимнего дворца построили тоже по проекту Растрелли. Гербовый зал Зимнего дворца.
Екатерина
использовала Ламотов павильон для общения со своими друзьями и
приближенными. Приемы, в отличие от парадных, проходили здесь совершенно
неофициально — не было даже слуг, а столы с яствами подавались наверх с
нижнего этажа с помощью специальных подъемных механизмов. Поэтому
павильон стали называть Эрмитажем — от французского ermitage, что означает «приют отшельника». Картина Рембрандта «Возвращение блудного сына» — один из экспонатов Эрмитажа. Северный павильон Малого Эрмитажа.
В 1774 г. на французском языке был издан первый каталог Эрмитажа, в котором упоминалось уже 2080 картин.
Через пять лет к собранию добавилась
ценнейшая коллекция бывшего премьер-министра Англии лорда Роберта
Уолпола, проданная его наследниками.
Здесь было 198 работ великих живописцев Рубенса, Йорданса, Ван Дейка.
В 1781 г. в Эрмитаже появилась
купленная в Париже коллекция графа Бодуэна из 119 картин. А кроме картин
в собрании императрицы уже были гравюры, рисунки, монеты, медали,
изделия из резного камня…
Коллекции становились все обширнее, для
них потребовались новые помещения. Еще в 1771 г. по проекту архитектора
Ю.М. Фельтена началось строительство Большого Эрмитажа. С Малым его
соединял крытый переход. Но этим дворцовое строительство при Екатерине
II не завершилось: с 1783 по 1787 г. Джакомо Кваренги строил Эрмитажный
театр. Как выглядел Павильонный зал Малого Эрмитажа в середине XIX в., можно судить по акварели того времени.
Вместе
с Зимним дворцом, а также Малым и Большим Эрмитажами теперь он входит в
единый архитектурный ансамбль, протянувшийся вдоль набережной Невы.
Позже, уже в середине XIX в., при
императоре Николае I, внуке Екатерины II, было возведено здание Нового
Эрмитажа, примыкающее к Большому Эрмитажу с внутренней стороны и
выходящее фасадом на Миллионную улицу. Поэтому Большой Эрмитаж стали
называть Старым Эрмитажем. Большой Эрмитаж стал как бы продолжением Малого Эрмитажа.
|