У этого величественного храма, стоящего в центре города,
до сих пор не установлено авторство. Но таков уж Петербург, что здесь
могут случаться разные, в том числе и самые невероятные, события. Собор
принадлежит к архитектурным памятникам ХVIII века. По поводу имени
архитектора существуют разные предположения. Но для прихожан, да и всех
горожан он связан с Владимирской иконой Божией Матери, которая считается
неусыпной заступницей Русской земли. И это, наверное, главное.
Как и многие петербургские храмы, нынешний Владимирский
собор возник на месте своей деревянной предшественницы. Владимирская
церковь была построена в так называемых Дворцовых или придворных
слободах. Они находились на левом берегу Фонтанки, в районе современных
Владимирского и Загородного проспектов. Во времена императрицы Елизаветы
Петровны началось благоустройство слобод. Расселение здесь шло по
профессиональной принадлежности обывателей, о чём сегодня и напоминают
названия переулков и улиц: Хлебный, Поварской, Кузнечный, Стремянная.
Благоустраивались и «придворные слободы», где жили служащие придворного
ведомства. В каждой слободе был свой храм. Жители придворной и
Дворцовой слобод посещали Владимирскую церковь с походным иконостасом, с
1746 года находившуюся в доме комиссара главной дворцовой канцелярии
Ф.И. Якимова.
Затем дом был выкуплен для перестройки в деревянный
храм. Пожертвовал свои средства на строительство церкви управляющий
кабинетом её императорского величества барон И.А. Черкасов.
Именно деревянная Владимирская церковь стала первой,
возведённой после исторического «изоустного указа» императрицы Елизаветы
I Петровны о строительстве в Петербурге храмов о пяти главах «таким
подобием, как в Москве, на Успенском Соборе».
Освященная в 1747 году деревянная пятиглавая
Владимирская церковь стала прототипом для последующего церковного
строительства в Северной столице.
В августе 1748 года в новой деревянной церкви
архиепископом Феодосием был освящён престол во имя Владимирской иконы
Божией Матери. На следующий день после освящения, в храмовый праздник,
на литургии в новоосвященной церкви присутствовала императрица Елизавета
Петровна.
Через год в трапезной церкви был устроен ещё одни престол во имя преподобного Иоанна Дамаскина.
В 1756 году Елизавета I Петровна, уступив просьбам
прихожан, разрешила жителям придворных слобод собирать деньги на
строительство каменного храма. Большую роль в этом деле сыграл иерей
Владимирской церкви Иоанн Кириков. Интересно, что многие годы спустя
старожилы и будут называть его строителем каменного храма.
Планы и чертежи новой церкви были готовы уже в 1759
году, при императрице Елизавете Петровне. Но строительство по разным
причинам откладывалось. К закладке фундамента приступили только в 1761
году, когда престол заняла императрица Екатерина II.
Первый этаж каменного храма с тремя престолами был возведён через восемь лет.
Средний престол во имя преподобного Иоанна Дамаскина в нижнем этаже храма был освящен в ноябре 1768 года.
В следующем году были освящены и оба боковых престола –
на южной стороне во имя св. священномученика Харлампия, а на северной –
во имя св. пророка Илии.
Церковь в верхнем этаже с престолом во имя Владимирской
иконы Божией Матери была завершена в 1783 году и была освящена
митрополитом Гавриилом в апреле 1783 года. В том же году было закончено
строительство отдельно стоящей трёхъярусной колокольни.
Если архивные документы не сохранили имя архитектора –
автора проекта каменного храма, то автор колокольни известен. Это
известный архитектор и живописец Джакомо Кваренги. Колокольня находится к
северу от здания собора. Её фасады решены в стиле классицизма.
Колокольня завершена куполом с фонарём. Отметка звонницы – 40,5 метра,
основания креста – 64,1 метра от поверхности земли.
Создание окончательного архитектурного образа церкви
связано с именами архитекторов XIX столетия – А.И. Мельникова, А.
Гольма, Л.И. Руска.
По своей архитектуре Владимирский собор представляет
двухъярусное крестово-купольное, четырёхстопное, пятиглавое, двухэтажное
здание с тремя притворами и апсидой.
Основной объем собора имеет в плане форму квадрата со
срезанными углами. С запада к основному объему примыкает помещение
трапезной и притвор с лестницами, ведущими на второй этаж. Купола храма
покоятся на высоких круглых барабанах, увенчанных луковицами. Средний
барабан увенчан куполом колоколообразной формы. Наружное убранство храма
выполнено в стиле барокко. Фасады декорированы коринфскими колоннами,
оконные проёмы оформлены лепным декором, а северный и южный фасады –
разорванными лучковыми арками. На северо-западном и юго-западном углах
участка расположены каменные часовни, также выполненные в стиле барокко.
Собор и колокольня играют большую градостроительную
роль. Монументальное по своим размерам здание собора замыкает
перспективу Загородного проспекта и поныне сохраняет значение
архитектурной доминанты района Владимирской площади.
Интерьер верхнего храма определяют массивные пилоны,
лепной декор в основании купола, барельефы евангелистов в парусах,
принадлежащих, по мнению специалистов, одним из ведущих скульпторов того
времени. Главным убранством верхнего храма является иконостас основного
престола.
Этот памятник архитектуры, иконописи, скульптуры и
декоративно-прикладного искусства чудесным образом дошёл до наших дней
из глубины XVIII столетия и принадлежит к уникальным произведениям
искусства. Иконостас, созданный в середине XVIII века по проекту
гениального Растрелли лучшими русскими мастерами, в главных своих
деталях сохранился в первозданном виде, в отличие от многих других
иконостасов этого зодчего, утраченных и восстановленных заново в первой
половине XIX столетия.
Это образец произведения подлинно петербургского
барочного стиля. Иконостас украшен иконами с лицевой и с внутренней
алтарной стороны. Лицевой, развёрнутый в приходскую часть храма
иконостас, вероятно, поступил в собор из так называемой Кабинетной
церкви Аничкова дворца после её закрытия в 1809 или 1810 годах.
В нижней части храм приземист. Интерьер нижней части храма, включая иконостасы трёх престолов, не сохранился.
В 1868 году в северной стороне верхнего храма был
устроен новый престол во имя иконы Божией Матери «Всех Скорбящих
Радость». В 1872 году в южной стороне верхнего собора был устроен ещё
один престол – во имя святых великомучениц Веры, Надежды, Любови и
матери их Софии. После этого церковь стала шестипрестольной.
Храм был закрыт в 1930 году. Его помещения были отданы
Государственной публичной библиотеке для размещения в нем филиала –
Антирелигиозной библиотеки. Здесь же обосновался ещё и строительный
трест. После войны устоявший в блокаду храм вновь передали под хранилище
книг Библиотеки академии наук, а в 1947 году здесь разместилось
трикотажное производство.
В 1989 году, после отчуждения и запустения, собор был
возвращен церкви. Способствовали возвращению собора и видные петербуржцы
– учёный, историк и писатель Л.Н. Гумилев и академик Д.С. Лихачев, один
из предков которого был старостой храма.
Главными святынями храма являются икона Владимирской
иконы Божьей Матери, икона «Нерукотворный Спас», освященная св.
праведным Иоанном Кронштадтским, а также образ Серафима Саровского с
частицей его святых мощей. |