Имя русского вельможи, владельца этого дворца на углу
набережной реки Мойки и Невского проспекта, знают во всем мире. Правда,
связывают не с этим восхитительным строением, а лишь с его кухней. Ведь
по указу Строганова его повар придумал всемирно знаменитую говядину
по-строгановски – бефстроганов.
А ведь Строгановский дворец – единственное здание на
Невском проспекте, которое сохранило свой внешний облик практически
неизменным за всё время своего существования. Если не считать цвета
стен.
Во времена Анны Иоанновны на этом месте находилось
недостроенное архитектором Петербургской полицмейстерской канцелярии
Михаилом Григорьевичем Земцовым деревянное здание. Участок принадлежал
портному И. Нейману.
В 1742 году, уже при Елизавете Петровне, его приобрёл
барон Сергей Григорьевич Строганов. На свои деньги он достроил
двухэтажный дом.
На соседнем по Невской першпективе участке жил
императорский повар Шестаков. Сергей Григорьевич долгое время мечтал о
постройке здесь каменного здания, просил повара продать своё владение.
Однако, пусть бедное, но в центре столицы жильё сосед продавать не
хотел. Барону же оставалось перестраивать свой дом.
Перестройкой дома Строганова в марте 1753 года занялся
Варфоломей Варфоломеевич Растрелли. На время работы зодчий поселился в
первом этаже дома Строганова. Но после неожиданного пожара 1 ноября 1753
года повару всё-таки пришлось переселиться, так как деревянные дома и
его, и его соседа неожиданно сгорели. Об этих событиях Сергей
Григорьевич писал в письме своему сыну Александру: «Наш петербургский
дом сгорел до основания, и на том месте я начал строить новый, и такой
огромный и с такими украшениями, что удивления достойно». Надо отметить, что участие Растрелли в строительстве
частного здания является редким случаем. Работа на частного заказчика
императорского архитектора была практически исключена. Однако для семьи
Строгановых, близкой к Романовым, было сделано исключение. Сергей
Григорьевич Строганов отблагодарил Растрелли в полной мере. По его
указанию итальянским художником Пьетро Ротари был написан портрет
архитектора.
Строительство дворца велось стремительными темпами. Уже
15 декабря 1756 года здесь состоялся бал по случаю новоселья, который
посетила сама императрица Елизавета Петровна. Вскоре здесь же
императрица отметила свой день рождения. Елизавета, как известно, любила
всякие празднества. Современник писал: «В Обществе императрица
появляется не иначе как в придворном костюме из редкой и дорогой ткани
самого нежного цвета, иногда белой с серебром. Голова ее всегда
обременена бриллиантами, а волосы обыкновенно зачесаны назад и собраны
наверху, где связаны розовой лентой с длинными развевающимися концами.
Она, вероятно, придает этому головному убору значение диадемы, потому
что предоставляет себе исключительное право его носить. Ни одна другая
женщина в империи не смеет причесываться так, как она».
Новый дворец поражал современников. Простенки между
окнами украшены медальонами с мужским профилем. Считается, что это
скульптурный портрет графа Сергея Григорьевича. Но существует и другое
мнение. Будто бы это портрет самого Растрелли. По проектам архитектора
было оформлено 50 помещений.
В 1756 году, после смерти Сергея Григорьевича, дворец
перешёл во владение его сына, Александра Сергеевича Строганова. Граф
Александр Сергеевич был крупным меценатом, президентом Академии
художеств. Ему же приписывают изобретение знаменитого блюда –
бефстроганов.
В 1787 году интерьеры здания перестраивал архитектор
Фёдор Иванович Демерцов. Фёдор Иванович разобрал во дворе все служебные
постройки. Вместо них были построены два новых флигеля – южный и
восточный. Таким образом, здание замкнулось в каре. В северном корпусе
зодчий оформил Минералогический кабинет.
В 1793 году дворец перестраивал бывший крепостной
Строгановых архитектор Андрей Воронихин. Он изменил не только внутренние
покои, но и фасад здания. С фасада убрали статуи-аллегории сторон
света, изменили его окраску. Она стала жёлто-розовой. В 1790-х годах в
здании произошёл сильный пожар. Выгорел практически весь дворец. Из
помещений в первоначальном оформлении с тех пор сохранился только
большой танцевальный зал с уникальным плафоном «Триумф Героя» работы Дж.
Валериани. Это единственный в Санкт-Петербурге подлинный, не
воссозданный, парадный интерьер Растрелли.
Во дворце Александра Сергеевича было множество самых
разных помещений. Для обслуживания дворца содержался двор в 600 человек –
певцы, музыканты, танцоры, актёры, повара, плотники, гребцы. Однако
здесь не было, казалось бы, главного помещения – спальни. Такая причуда
объяснялась тем, что владелец привык спать в разных комнатах. Причём
спал Александр Сергеевич в креслах, на кушетках или на раскладной
походной кровати.
После смерти Александра Сергеевича 28 сентября 1811 года
дворец перешёл во владение его единственного сына – Павла. После того,
как Павел Александрович был убит в Краонском сражении во Франции, был
учрежден маойрат Строгановых. Это означало, что неделимое имущество
передавалось по наследству старшему в роду. После смерти Павла
Александровича в 1817 году дворец стал принадлежать его вдове Софье
Владимировне. В 1818 году она выдала замуж свою старшую дочь Наталью за
барона Сергея Григорьевича Строганова, находящегося с ней в дальнем
родстве. После свадьбы ему был пожалован графский титул.
Младшая дочь Софьи Владимировны Аделаида вышла замуж за
князя Василия Голицына. Обе молодые семьи жили во дворце на Невском. Для
их нужд в 1820-х годах помещения перестраивал архитектор Строгановых
П.С. Садовников. Им был создан арабесковый зал. Во дворе Садовников
соорудил голубятню. Она просуществовала там до начала ХХ века. После
смерти Софьи Владимировны в 1845 году владельцем майората стал граф
Сергей Григорьевич. После его смерти в 1882 году дворец отошёл внуку –
графу Сергею Александровичу.
В течение XIX века дворец неоднократно перекрашивался. Он был светло-сиреневым, кирпично-красным, зелёным, наконец – розовым.
Дом Строгановых славился своими «открытыми обедами». Во
внутреннем дворе дворца накрывали столы, отобедать здесь мог любой
желающий. Этим пользовались и небогатые граждане.
В 1908 году во дворе устроили небольшой сад. Сергей
Александрович во дворце не жил, в 1912 году он уехал во Францию. После
1917 года все Строгановы уехали из России. В 1918 году дворец был
национализирован, здесь открылся историко-бытовой дом-музей. С 1925 года
он являлся филиалом Эрмитажа. В 1929 году музей был закрыт, ценные вещи
переданы Эрмитажу и Русскому музею, в доме расположилась Академия
сельскохозяйственных наук.
В 1988 году здание передано Русскому музею. В 1991 году во дворце начал реставрироваться, а затем открылся филиал музея. |