Этот замечательный дворец на набережной реки Фонтанки с
жёлто-золотым фасадом и ажурными литыми чугунными воротами по праву
считается одним из красивейших зданий города. Нынешнее здание было
построено в середине XVIII века. Оно называлось «Фонтанный дом» – из-за
множества фонтанов, украшавших его территорию. Вода в них поступала из
реки Фонтанки.
Здание названо в честь прославленного петровского
генерал-фельдмаршала Бориса Петровича Шереметева, который в 1712 году
начал возводить на этом месте первый дворец. Но славу этому дворцу
принесли его наследники. Шереметевы были людьми знатными и
просвещёнными, общались с видными литераторами, композиторами,
художниками. Они давали балы, устраивали концерты. Их дворец посещали
В.А. Жуковский, А.И. Тургенев, М.И. Глинка, А.Н. Серов, М.А. Балакирев.
Здесь А.С. Пушкин позировал О.А. Кипренскому, писавшему его портрет.
Здесь в ХХ веке жила поэтесса Анна Ахматова.
Летом 1712 года по приказу Петра велось межевание
окрестных земель. Пётр I, стремясь как можно скорее освоить прилегающие к
городу земли, щедро раздавал их своим приближённым. Б.П. Шереметев
получил от Петра I в подарок к свадьбе участок земли «вниз по реке…
мерою по поперечнику 75 сажен, длиннику от реки Ерик 50 сажен». У Бориса Петровича не было времени и возможности самому
наблюдать за строительством своего дома – он возводился под надзором
управляющих. Основное время Шереметева занимала военная служба. Он
вписал немало славных страниц в историю Северной войны. Пётр пожаловал
своего полководца первым в русской армии чином фельдмаршала. Кроме того,
Шереметев был награждён орденом Андрея Первозванного и портретом
государя, осыпанным бриллиантами. В 1717 году Борис Петрович скончался и
все имения перешли к его старшему сыну Петру.
В 1743 году Пётр Борисович женился на дочери канцлера
А.М. Черкасского – княжне Варваре Алексеевне. Этот союз привел к
объединению двух крупнейших состояний и сделала Шереметева одним из
самых богатых людей России. В Петербурге ходили легенды о сказочном
богатстве этого рода. Рассказывали, что однажды к графу в его дворец на
Фонтанке неожиданно явилась императрица Елизавета Петровна. Её свита
состояла из 15 человек. Но это не повергло хозяев дворца ни в панику, ни
в смущение. К обеду, который тут же был предложен государыне, даже
ничего не пришлось добавлять.
Пётр Шереметев был известен как коллекционер,
приобретавший редкие минералы и другие раритеты для собственной
кунсткамеры. Он многое сделал для воспитания собственных, российских,
талантов. Меценат и рачительный хозяин, Шереметев организовал в своих
вотчинах школы для обучения крепостных «наукам, которые по дому нужны».
Вступив в права наследства, Пётр Борисович сначала не проявлял большого
интереса к загородному имению на Фонтанке. Желание заново перестроить
дом возникло, вероятно, в связи с начавшимся неподалёку строительством
Летнего дворца Елизаветы.
Строительство завершилось в 1750 году, а уже на
следующий год в домовой церкви святой великомученицы Варвары крестили
сына Петра Борисовича Шереметева – Николая. Николай Петрович войдёт в
историю отечественной культуры как создатель одного из лучших театров в
России. И это с ним будет связана пронзительная история любви графа и
крепостной актрисы Прасковьи Жемчуговой.
Новый дом представлял собой двухэтажное здание с
мезонином, состоящее из трёх частей: центрального корпуса, выступающего к
Фонтанке, и двух флигелей. Эта композиция Шереметевского дворца
сохранилась до наших дней.
Парадная анфилада дворца состояла из восьми комнат с
окнами, выходящими в сад. Со стороны Фонтанки, к северу от парадной
лестницы, находилась «Прихожая зелёная комната» (Зелёная комната или
«Первый нумер»). Следующая за ней называлась «Вторым нумером». Большая
угловая комната с девятью окнами в середине XVIII века именовалась
галереей. Комнату, расположенную в противоположном конце центрального
корпуса, называли Наугольной. Она, как и галерея, действительно
расположена «на углу» дома. Возле неё находилась малиновая комната.
В северном флигеле был танцевальный зал, названный впоследствии Старой залой, столовая, буфетная и бильярдная.
Домовая церковь неизменно оставалась в южном флигеле.
Позднее в примыкавших к ней помещениях находились личные апартаменты
владельцев Фонтанного дома. Комнаты для детей, вероятно, располагались в
мезонине. Первый этаж в основном занимала прислуга. Там же находились
кунсткамера и ригскамора (комната для хранения оружия).
Оформление апартаментов отвечало вкусам елизаветинской
эпохи. Цветные узоры наборных паркетов, пышное убранство стен и
потолков. Комнаты обильно украшала золочёная резьба, широко применялись
привозные декоративные ткани. Стены прихожей были отделаны расписными
панно, выполненными на коже.
Зала была оформлена деревянными панелями с
орнаментальной росписью. В ней и нескольких других помещениях имелись
живописные плафоны, написанные по эскизам художника Ле Грена. Убранство
так называемой плиточной комнаты тяготело к более ранней традиции
петровского времени. Она напоминала декорированные голландскими
изразцами комнаты, сохранившиеся, например, в Меншиковском и Летнем
дворцах.
Первые изменения в отделке парадных покоев Фонтанного
дома произошли уже в конце 1750-х годов. В 1760-х годах окончательно
сложилась композиция всей усадебной застройки. Тогда же за главным домом
создаётся регулярный сад. Вплоть до конца XVIII века в саду постоянно
велись работы по устройству аллей и боскетов. Их украсили мраморные
статуи итальянских мастеров. Были устроены фонтаны. Завершается
строительство и отделка грота. В дальнейшем возводятся новая китайская
беседка и павильон Эрмитаж. Так сад Фонтанного дома постепенно украшался
всеми традиционными «затеями» XVIII века.
В 1767 году, после смерти жены и старшей дочери,
Шереметев оставляет столицу и поселяется в Москве. Намереваясь осенью
1770 года посетить Санкт-Петербург, он затеял новые перестройки в доме. В
частности, на другое место переместили Кунсткамеру, новое помещение
оклеили входившими в моду бумажными обоями. Тогда же изменилось
декоративное убранство почти всех парадных комнат. Существенные перемены
в отделке парадных комнат происходили и в 1780-х годах.
Уже после смерти Шереметева усадьбу сдавали в аренду.
В 1867 году архитектор Н.Л. Бенуа построил во дворе северный флигель дворца.
В 1918 году последний из владельцев дворца – Сергей
Дмитриевич Шереметев – передал здание государству. После чего во дворце
продолжали жить графские слуги, была там и комната репетитора внуков
графа – Владимира Казимировича Шилейко. Он занимал тогда в Эрмитаже
должность ассистента. В комнате одно время жила и жена учёного –
поэтесса Анна Андреевна Ахматова. А вообще знаменитая поэтесса проживала
в Фонтанном доме с перерывами с 1918 по 1952 год. И совершенно
закономерно, что после её смерти в нём расположился музей Ахматовой.
В 2006 году во дворе Фонтанного дома торжественно
открыли памятник Анне Ахматовой. В другой части дворца открыли Музей
музыкальных инструментов. |