Его называют бриллиантом в ожерелье Петербурга, северным
Версалем, столицей фонтанов. Основатель Петергофа царь Пётр I хотел
создать «приморский парадиз», то есть рай.
В 1705 году сюда причалила лодка и на берег ступила нога
российского царя Петра I. Считается, что с этого дня и началась история
Петергофа и его парков и садов. Петергоф в переводе с немецкого означает
Петров двор.
Летняя царская резиденция Петергоф должен был, по
замыслу Петра I, прославить Россию как крупнейшую морскую державу.
Основной план центральной и восточной части Нижнего парка, а также
дворца, грота, каскада и канала как единого целого принадлежал самому
царю. Высокий уступ над Балтийским морем блестяще использован в
устройстве усадьбы. Дворец, расположенный на краю 16-метровой террасы,
стал композиционным центром Верхнего сада и Нижнего парка.
Верхний сад спланирован в традиционном французском стиле
с геометрически упорядоченными клумбами, скульптурами, павильонами и
беседками.
Нижний парк создан в стиле «английского сада» с аллеями,
многочисленными дворцами и фонтанами, включая Большой каскад в
обрамлении золотых скульптур.
Всего в Петергофе насчитывается 144 фонтана и 3 каскада.
Почти каждый из них– шедевр дворцово-парковой скульптуры и архитектуры.
Парадный ансамбль – Большой грот с каскадом, каналом и морем. Большой
грот с каскадом – одно из самых грандиозных фонтанных сооружений мира,
которое объединяет 64 фонтана, 255 скульптур и декоративных украшений.
Морской канал, соединяющий Большой каскад с Финским
заливом, и аллея из 22 фонтанов делят Нижний парк на две части: западную
и восточную.
Совершенно особый характер Петергофу придаёт море.
Поэтому фонтаны в Петергофе воспринимаются не как придаток, а как
главное. Они являются символическим выражением водного царства, тучей
брызг того моря, которое плещется у берегов Петергофа. Эта органическая
связь с морем и есть главная особенность ансамбля, хорошо выявленная его
строителями.
Вода в фонтаны и каскады попадает по уникальному
водоводу. Он создан по проекту русского инженера Василия Туволкова,
обучавшегося в Голландии и во Франции. Под его руководством в течение
лета 1721 года были построены шлюзы и канал, по которым из водоемов с
Ропшинских высот вода шла самотеком до накопительных бассейнов Верхнего
сада, а затем в фонтаны Нижнего парка. Общая длина каналов водовода –
49 км. Главная особенность петергофской системы водоснабжения
заключается в отсутствии каких-либо водонапорных сооружений и насосов.
Эта система построена на основе принципа сообщающихся сосудов – разница в
уровнях, на которых расположены пруды и фонтаны.
В 1723 году состоялось официальное открытие Петергофа и в
первый раз зазвучала симфония вод – были пущены фонтаны. Струящаяся
вода, зелень, цветы, беседки и скульптуры производили незабываемое
впечатление, и вскоре о Петергофе заговорили в Западной Европе.
Главными составляющими ансамбля являются Большой дворец,
Нижний парк, Верхний парк, парк Александрия. Конечно, самой выдающейся
архитектурной достопримечательностью Петергофского дворцово-паркового
ансамбля считается огромное барочное здание Большого Петергофского
дворца.
Первоначально довольно скромный царский дворец был
сооружен в стиле «петровского барокко» в 1714–1725 годах по проекту
Жана-Батиста Леблона, а затем Н. Микетти. Затем был перестроен по указу
императрицы Елизаветы Петровны.
Архитектор Варфоломей Варфоломеевич Растрелли перестроил
дворец в стиле так называемого зрелого барокко. В основу композиции
была положена старая схема: центральная часть, примыкающие к ней галереи
и боковые корпуса. Растрелли, в основном сохранив внешний облик здания,
характерный для архитектуры петровского времени, увеличил центральную
часть дворца, пристроив два боковых флигеля, и соединил их галереями с
двумя боковыми корпусами – Церковным и Гербовым. Длина обращённого к
морю фасада – 268 м.
В XIX веке архитектор Андрей Иванович Штакеншнейдер
надстроил восточное крыло здания, придав композиции Большого дворца
полную симметрию.
Этим и закончился процесс формирования современного облика Большого дворца, растянувшийся на полтора века.
Центральная часть дворца – трёхэтажная, с крышей сложной
конфигурации в стиле барокко. Высота её 17 метров. Крыша увенчана
золочёной вазой. На фронтоне центральной части фасада – рельефный щит с
монограммой Петра I под императорской короной, щит обрамлен воинскими
доспехами.
Центральная часть фасада переходит в симметричные ризалиты, которые имеют тоже три этажа, но более низкую крышу.
Орнаментальный декор выделяет окна второго этажа.
Балконы с ажурными коваными решетками во всю длину среднего ризалита и
над боковыми ризалитами подчеркивают три парадных входа северного
фасада.
Симметрично расположенные по отношению к центральной
части дворца Гербовый и Церковный корпуса. У них золочёные фигурные
купола, увенчанные фонариками и луковицами.
Грани куполов, фонарики и луковицы украшены золочёными
гирляндами пальмовых листьев. Купол Гербового корпуса завершается
вращающимся флюгером в виде трехголового орла с распростёртыми крыльями,
державой и скипетром в лапах. При взгляде с любой стороны орёл
воспринимается как двуглавый и как бы парит над дворцом.
Центральный купол пятиглавого Церковного корпуса увенчан
православным крестом, поднятым на высоту 27 метров. Оба флигеля связаны
с центральной частью дворца одноэтажными двухсветными галереями,
имеющими множество полуциркульных окон.
Интерьеры дворца были оформлены по замыслу и под
руководством Варфоломея Варфоломеевича Растрелли. Внутри дворца
архитектор создал роскошную анфиладу парадных залов и жилых покоев в
стиле барокко. Все помещения были богато украшены золочёной деревянной
резьбой, зеркалами, живописными плафонами и наборными паркетами. В
оформлении интерьеров Растрелли добился необычайно сильных декоративных
эффектов.
В дальнейшем в оформлении интерьеров принимали участие многие талантливые архитекторы.
В Большом дворце некоторые залы были переделаны в стиле
классицизма. Столовая, Тронный и Чесменский залы были оформлены заново.
Золочёный резной декор уступил место лепке. Проекты отделки этих залов
принадлежали архитектору Юрию Матвеевичу Фельтену. По проекту
архитектора Жана Батиста Валлен-Деламота были созданы два Китайских
кабинета, украшенных лаковой китайской живописью. Каждый зал дворца
по-своему уникален.
Большой урон всему ансамблю нанесла Великая Отечественная война.
Реставрационные работы начались сразу после освобождения
города. 25 августа 1946 года состоялся пуск первых 38 фонтанов, а 14
сентября 1947 года заработали все фонтаны. Петергоф, любимое петровское
детище, был возрожден. Петергоф – это памятник огромной художественной
ценности. Он принадлежит сокровищнице мирового искусства, является
высоким достижением культуры. Территория всех парков Петергофа
протянулась с востока на запад почти на 10 км. Площадь всего паркового
ансамбля Петергофа 265 гектаров. |