Это один из основных и первых символов Петербурга. И самый узнаваемый символ города во всём мире.
Памятник Петру I на Сенатской площади с лёгкой руки Александра Сергеевича Пушкина получил наименование «Медный всадник». Памятник Петру был первым, установленным в России,
памятником. Поэтому-то реальные факты вокруг этого монументального
скульптурного произведения переплелись с легендами и мифами. И сейчас
уже сложно сказать, что действительно было, а что придумано, но интерес к
истории памятника не угасает, и до сих пор в архивах находятся всё
новые и новые факты.
До XVIII века памятников, даже царям, в России не
ставили. В предыдущие века лишь резьба по дереву в убранстве деревянных
иконостасов и в декодировании наружных стен храмов была уделом ваятелей.
Не зря аллегорические скульптурные изображения, появившиеся в Летнем
саду Петра I, вызывали у многих людей раздражение. Суеверным людям они
даже представлялись воплощением дьявола. Но Пётр I, создавая Северную
столицу, не представлял себе город без монументальной скульптуры. Города
Италии, Франции и Испании имели таковую в своей архитектуре, а
Петербург по своему великолепию должен был превзойти их.
Но до восшествия на престол Екатерины II в городе памятников так и не появилось.
Задуманный Екатериной скульптурный монумент должен был
стать актом большого политического значения. Прославляя своего великого
предшественника, она хотела прославить и себя как просвещенную и
благодетельную правительницу России.
Задавшись этой целью, императрица Екатерина II объявила
конкурс на создание лучшего проекта не только в России, но и в Европе.
Предложения были разные и интересные. Предлагали у подножия пышного
постамента поместить четыре добродетели: Благоразумие, Трудолюбие,
Правосудие и Победу. Аллегорические добродетели должны были попирать
ногами пороки.
В других проектах пьедестал памятника украшали
символические предметы и эмблемы: орудия земледелия и ремесел,
инструменты для мореплавания, фортификации и артиллерии.
Этот парад добродетелей, эмблем и символов должен был
дать исчерпывающую характеристику личности и деяний Петра. По канонам
создания скульптурных групп того времени чем более значительной была
личность героя, тем больше аллегорических изваяний должно было толпиться
у подножия статуи.
Наконец, Екатерина II сделала выбор. Лучшим был признан проект француза Этьена-Мориса Фальконе.
Фальконе начал с того, что отклонил все предложения и
советы. Описывая свой замысел, делился мыслями в письме своему другу
Дидро: «Монумент мой будет прост. Там не будет ни Варварства, ни Любви
народов… Я ограничусь только статуей этого героя, которого я не трактую
ни как великого полководца, ни как победителя, хотя он, конечно, был и
тем и другим. Гораздо выше личность созидателя, законодателя,
благодетеля своей страны, и вот ее-то и надо показать людям. Мой царь не
держит никакого жезла: он простирает свою благодетельную десницу над
объезжаемою им страной. Он поднимается наверх скалы, служащей ему
пьедесталом, – это эмблема побежденных им трудностей. Итак, это
отеческая рука, это скачка на крутой скале – вот сюжет, данный мне
Петром Великим…»
Творение Этьена-Мориса Фальконе – памятник Петру I был открыт 18 августа 1782 года в шестом часу дня на Сенатской площади.
В день торжества вокруг памятника собрались гвардейские
полки. По сигналу Екатерины II ограда упала, открыв «изумленным очам
зрителей Петра на коне». После пушечного и ружейного салютов последовал
парад войск.
Героиней того дня была Екатерина II. Всё было так, как
она и задумывала. В своё время она мудро отказалась от собственного
монумента, зато теперь у неё был общий памятник с Петром Великим.
Надпись на постаменте «Петру I – Екатерина II» как бы уравнивала её с
первым российским императором Петром I.
Едва умолкли звуки военных оркестров, как монумент стал
символом Петербурга, привычно заняв своё место, будто и отсутствовал-то
временно.
Свое нынешнее обиходное наименование – Медный всадник –
памятник получил после появления одноимённой петербургской повести
Пушкина.
Легенды вокруг памятника возникали с момента зарождения самого замысла монумента.
Первая из них гласила, что будто бы великий князь Павел
Петрович указал матери-императрице место установки памятника Петру I.
Мол, Павел рассказал матери историю о том, что как-то вечером он в
сопровождении князя Куракина и двух слуг шёл по улицам Петербурга. Вдруг
впереди показался незнакомец, завёрнутый в широкий плащ. Казалось, он
поджидал Павла и его спутников, а когда те приблизились, пошёл рядом.
Затем незнакомец остановился на площади у Сената. «Павел, прощай, ты
снова увидишь меня здесь». И указал место будущему памятнику. Прощаясь,
он приподнял шляпу и Павел с ужасом разглядел лицо Петра I. А позднее,
проходя уже рядом с установленным памятником, он услышит: «Бедный,
бедный Павел!»
На самом деле место для установки памятника искали
долго, и выбрано оно было не сразу. Одни предлагали поставить памятник
на площади перед Зимним дворцом, другие – перед главным фасадом
Адмиралтейства.
Иные считали, что лучше всего поместить его между
боковым фасадом Адмиралтейства и Зимним дворцом. Был и такой вариант:
поставить монумент над водой на специальном выступе, чтобы Петр I
возвышался над Невой и мог смотреть правым глазом на Адмиралтейство, а
левым – на Васильевский остров.
Ответ Фальконе автору этого предложения полон сарказма:
«Вы говорите, что он должен смотреть вправо и влево, вперед и назад. Я
никак не могу представить, как может статуя сразу смотреть во все
стороны, не двигая при этом ни головой, ни глазами…»
Вторая известная легенда говорит о том, что на
«гром-камень», привезённый из Лахты для пьедестала, не раз во время
Северной войны поднимался сам Петр.
История с выбором и доставкой камня и в самом деле
удивительна. Ведь транспортировка этого монолита на Сенатскую площадь
заняла целых полтора года – время, за которое можно было совершить
кругосветное путешествие.
«Гром-камень» был поставлен на свое место в октябре 1770
года. Установленный на предназначенное ему место, он вызвал удивление и
восторг. На него приходили смотреть как на чудо, не меньшее, чем сам
памятник. Но вот точного подтверждения связи с Петром пока не найдено.
Самая известная легенда связана с событиями 1812 года.
Когда Александр Павлович, несмотря на опасность наполеоновского
вторжения, оставил памятник на месте.
Оставался на своем месте Медный всадник и в суровые годы
Великой Отечественной войны. После снятия блокады памятник освободили
от мешков с песком, которые прикрывали его во время обстрелов. И когда
Медный всадник вновь вырос над площадью, на груди Петра I все увидели
нарисованную мелом медаль «За оборону Ленинграда».
После октябрьского переворота советское правительство
приступило к снятию памятников русским царям. Были демонтированы и
многие памятники Петру I. Медный всадник тоже чуть не постигла та же
учесть – на месте памятника Петру должен был стоять красный командир
Щорс.
Первый и лучший монумент Петербурга был и остается одним
из самых поэтических произведений скульптуры. Каждое поколение поэтов
обращается к Медному всаднику и обогащает его новым смыслом, новыми
чувствами и символами.
Символика Медного всадника читается легко: и скальная
крутизна подъёма, и отечески простёртая рука, и предсмертные судороги
змеи, и полёт коня, несущего всадника в беспредельность пространства.
Медный всадник стал не только неотъемлемой частью
Петербурга. Он превратился в композиционный центр Северной столицы. Он
не просто памятник Петру, он – образ-символ, воплотивший в себе
исторические судьбы народа и страны. А потому он и воспринимается как
общепетербургский монумент, символ и знак Санкт-Петербурга. |