У каждой реки в Петербурге есть свой неповторимый облик, своё неповторимое обаяние.
Архитектурный облик реки Фонтанки, помимо набережных, во
многом определяют мосты. Достаточно назвать лишь один – Аничков. А ведь
ещё есть Египетский, Старо-Калинкин, Ломоносова, Пантелеймоновский и
другие. Всего пятнадцать.
Река Фонтанка, самый большой южный рукав Невской дельты,
всегда была важной магистралью Петербурга. До середины XVIII века в
Петербурге набережные и мосты строили только из дерева. Первый каменный
мост через Фонтанку был сооружен над её истоком в 1769 году. Он назван
Прачечным, потому что на левом берегу находился дворцовый прачечный
двор. Двора давно нет, а мост стоит и радует горожан. Длина моста
составляет 40,9 метра, ширина – 14,3 метра. Строительство моста велось
под руководством «квадраторного дела мастера» (впоследствии архитектора)
Тимофея Ивановича Насонова.
Прачечный мост – один из редких примеров в мостостроении
Петербурга, где гранит как бы превращён в пластическую массу, из
которой вылеплены арочные своды с замковыми камнями, а парапеты изогнуты
в плавную дугу. Сочетание со спокойными, строгими линиями набережной и
торжественно-монотонным рисунком ограды Летнего сада и самого старого
Прачечного моста образует гармоничный ансамбль. Считается, что
архитектура Прачечного моста отразила особенности переходного периода в
русском зодчестве, когда на смену пышному барокко пришёл строгий и
сдержанный классицизм. Но этот факт мало волнует влюблённых, которые
давно облюбовали этот тихий поэтический уголок. В 80-х годах XVIII века берега Фонтанки – самого
длинного и широкого из южных рукавов Невской дельты – начали
облицовывать гранитом. Фонтанка была важной транспортной магистралью
Петербурга, и поэтому на её набережных устроили специальные наклонные
съезды (пандусы) для выгрузки товаров.
В период с 1784 по 1787 год через Фонтанку соорудили
шесть однотипных мостов с башнями, напоминающими средневековые. Все они
строились по одному «образцовому» проекту: Симеоновский (ныне
Белинского), Аничков, Семёновский, Обуховский, Измайловский и
Старо-Калинкин мосты. Седьмой, Екатерининский, мост, переименованный
вскоре в Чернышёв, проектом не предусматривался. Когда в 1785 году его
начали строить, пришлось разбирать недавно законченные набережные.
Строительство мостов целыми сериями характерно для
Петербурга. Уже в XVIII веке русские строители хорошо понимали
преимущества «образцового» типового проекта. Этот метод давал не только
ощутимую экономию, но и позволял придать панорамам петербургских рек и
каналов ту строгость и то композиционное единство, которые в конце
концов стали их архитектурной особенностью.
Из ансамбля семи мостов сохранились до нашего времени лишь два – мост Ломоносова (б. Чернышёв) и Старо-Калинкин.
Остальные во второй половине XIX века либо лишились башен (мосты Белинского, Измайловский), либо были полностью перестроены.
Сегодня мосты Старо-Калинкин и Ломоносова относятся к
числу самых интересных в Санкт-Петербурге: гранитные башни придают им
своеобразный облик, овеянный флёром старины. Однако и башни, и свисающие
с них цепи – не просто украшение: раньше мосты были разводными и в
башнях находились специальные механизмы, которые при помощи цепей
поднимали кверху деревянные крылья средних пролётов, чтобы пропускать
суда с мачтами.
Строительство каменного Чернышёва моста (ныне
Ломоносова) вместо деревянного осуществлялось в 1785–1787 годах. Мост
возводился по проекту инженера Жана Рудольфа Перроне. Длина нового
строения составила 57 метров, а ширина – 14,6 метра. В первое время
своей жизни это сооружение носило название Екатерининский, в честь
императрицы Екатерины II. Однако постепенно наряду с официальным
наименованием в народе привилось другое имя моста – Чернышёв, так как
трасса его проходила по оси переулка, носившего аналогичное название.
Сам переулок стал Чернышёвым благодаря располагавшейся здесь усадьбе
генерал-аншефа Григория Петровича Чернышёва, участника Азовского похода и
сражений при Нарве и Полтаве.
Имеющий двоякое название мост стоял на каменных опорах.
Береговые пролетные строения были каменными, арочными, с башнями на
быках, в которых размещались подъёмные механизмы. Башни эти представляли
собой открытые беседки, состоящие из колонок. Башни венчали искусно
вырубленные из серого гранита сферическими купола, с шаровидными
золочёными урнами. Центральный пролёт моста, выполненный из дерева, был
разводным, двукрылым.
В ходе реконструкции в 1912–1913 годах, по проекту
инженера Андрея Павловича Пшеницкого были усилены опоры и свод, заменены
деревянные пролётные строения на металлические балочные, и сменена
часть облицовки моста. В середине 1915 года мост получил уникальные
гранитные фонари-обелиски с морскими коньками, выполненные по проекту
архитектора Ивана Александровича Фомина. Иван Александрович считается
создателем стиля неоклассицизма в русской архитектуре.
В 1948 году Чернышёв мост получил новое имя и стал называться в память великого русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова.
Второй из сохранившихся семи мостов – Старо-Калинкин.
Первый деревянный мост Старо-Калинкин через устье реки
Фонтанки был переброшен в первой трети XVIII века. Название моста
связано с существовавшей тогда поблизости Калинкиной деревней, известной
ещё с XVII века.
В 1786–1788 годах здесь был построен новый каменный
трёхпролётный мост. Он стал одним из тех семи типовых мостов на
Фонтанке. Тротуары были отделены от проезжей части парапетами, с четырёх
сторон при входе на мост находились обелиски и гранитные скамьи.
Реконструкцию Старо-Калинкина моста провели в 1892–1893
годах. Деревянный разводной пролёт был заменён на постоянный каменный.
Обелиски, парапет и скамьи были утрачены, сохранились только башни
разводных механизмов.
В 1965 году Старо-Калинкину мосту были возвращены ранее
утраченные детали: парапет, обелиски и скамьи. В 1969 году на шарах
башен и обелисков была восстановлена позолота. В 1986–1987 годах
воссоздали восемь шестигранных фонарей, таблички на башнях с датами
начала и окончания строительства Старо-Калинкина моста. Таким образом,
Старо-Калинкину мосту вернули облик конца XVIII века.
Египетский мост. Название этого моста говорит само за
себя – он был построен в начале XIX века, в период увлечения историей и
культурой Египта, и оформлен в древнеегипетском стиле. А на берегах
Фонтанки, по обеим сторонам моста, были размещены четыре чугунные
скульптуры работы П.П. Соколова, изображающие сфинксов.
В таком виде Египетский мост прослужил петербуржцам до
начала ХХ века, а потом неожиданно обрушился, причем произошло это в тот
момент, когда по нему через Фонтанку переезжал эскадрон
конногвардейского полка. Истинная причина этой аварии так и осталась
невыясненной.
На месте рухнувшего Египетского моста был построен
временный деревянный мостик, оказавшийся весьма долговечным – лишь через
полвека его вновь заменили на каменный. Новое сооружение почти 47
метров в длину и 27 метров в ширину не похоже на богатый украшениями
старый мост. Но египетские мотивы старого моста всё-таки не были забыты:
в узоре ограды видны цветки лотоса, а её стойки украшены пышными
лавровыми венками. Эта ограда и оставшиеся от старого Египетского моста
чугунные скульптуры сфинксов были поставлены на свои прежние гранитные
постаменты. |