Пушкин и Петербург. Что-то неведомое, но сильное связало
их навсегда. Пушкинский Петербург – явление, без которого уже немыслим
образ города на Неве.
Тень великого поэта, кажется, бродит по набережным и
площадям города. Так же как и его герои, которые, кажется, навсегда
поселились в Петербурге. По этому бульвару гулял Евгений Онегин, сюда
приезжал станционный смотритель, здесь на балу блистала Татьяна Ларина,
здесь бедный Евгений спасался от скачущего за ним Медного всадника.
Да и сам город становился героем его произведений.
Например, в первой главе романа Пушкин создал удивительно точный образ
Северной столицы. Это Петербург, исполненный красоты и добра.
В Петербурге Пушкин провёл более трети своей жизни –
лучшие годы юности и годы зрелости, наивысшего напряжения духовных сил,
творческого подъёма и бренных житейских проблем.
Ни один город не был им воспет с таким высоким чувством,
как «град Петров», и в таких разных произведениях: поэмах, прозе,
стихах, письмах. Пушкин впервые осознанно познакомился с Петербургом в
июле 1811 года, когда двенадцатилетним мальчиком приехал поступать во
вновь открывающееся учебное заведение – Царскосельский лицей.
Столица ошеломила юного Александра. Она была так
непохожа на его родную тихую Москву. После пёстрой Москвы Петербург
поразил его своей величественной красотой, блеском вод и белыми ночами.
Испытания (экзамены) проходили в доме самого министра народного
просвещения графа Алексея Кирилловича Разумовского на Фонтанке. Вскоре
после экзамена Иван Пущин, живший на Мойке в доме своего деда,
направился к Пушкину, «как к ближайшему соседу».
Спустя четверть века Пушкин, уже признанный поэт,
оказался на Мойке рядом с домом Пущина. Он поселился по соседству. И
этот дом стал его последним петербургским адресом.
Большой трёхэтажный дом на набережной Мойки в конце
1770-х годов был перестроен. Фасад главного корпуса дома, выходящий на
набережную, был переделан в стиле раннего русского классицизма.
Центральный ризалит обработан шестью коринфскими
каннелированными пилястрами. Филенки под окнами третьего этажа украшены
гирляндами. В результате многократных перестроек внутренняя
архитектурная отделка, относящаяся к XVIII – началу XIX столетия, не
сохранилась. При перестройке дома в 1909 году была уничтожена парадная
лестница.
Фасады дворового корпуса, в котором размещались конюшни и
каретные сараи, обработаны широкими открытыми аркадами в первом и
втором этажах. Простенки между арками, ныне застекленными, декорированы
плоскими пилястрами.
Здесь, в квартире на Мойке, в окружении любимых детей и
жены Пушкин прожил последние и, может быть, самые счастливые месяцы
своей короткой жизни. Поэт никогда не имел в Петербурге своего
собственного дома. Эту квартиру он полюбил. Письмо к отцу в октябре 1836
года А.С. Пушкин начал так: «Дорогой отец, прежде всего – вот мой
адрес: на Мойке близ Конюшенного мосту в доме княгини Волконской».
Из этого дома 27 января 1837 года он отправился на
Чёрную речку. Сюда, в дом на Мойке, после дуэли с Дантесом привезли
смертельно раненного поэта.
В этом доме Александр Сергеевич Пушкин скончался 29
января (10 февраля по новому стилю) 1837 года. Василий Андреевич
Жуковский, бывший все последние часы у постели умирающего поэта, писал:
«Было лицо его мне так знакомо… Мыслью, высокою мыслью было объято оно…»
Иван Сергеевич Тургенев посещает квартиру Пушкина. Он уносит прядь
волос покойного, которую до конца своих дней будет хранить в медальоне.
Тысячи жителей Петербурга шли к дому на Мойке, чтобы
проститься с Пушкиным. По словам современницы, «…множество людей всех
возрастов и всякого звания беспрерывно теснились пестрою толпою вокруг
его гроба. Женщины, старики, дети, ученики, простолюдины в тулупах, а
иные даже в лохмотьях приходили поклониться праху любимого народного
поэта».
1 февраля рядом с домом, где скончался поэт, в церкви
Спаса-Нерукотворного Образа на Конюшенной площади, состоялось отпевание
А.С. Пушкина. Затем гроб с телом великого поэта был увезён в имение
Пушкина, в Псковскую губернию.
Осенью 1924 года бывшая пушкинская квартира перешла в
ведение Пушкинского кружка общества «Старый Петербург», и начались
работы по ее реконструкции, продолженные в последующие годы. 10 февраля
1925 года в восстановленном кабинете поэта состоялось собрание,
посвященное годовщине смерти А.С. Пушкина. Первый музей был открыт в
нескольких комнатах 13 февраля 1927 года.
В 1937 году, к столетию со дня смерти поэта, квартира
реставрирована и частично восстановлена на основе сохранившихся
документальных материалов. В настоящее время квартира-музей открыта для
обозрения.
В 1950 году во дворе дома установлен памятник А.С. Пушкину работы скульптора Н.В. Дыдыкина.
Сейчас музей представляет собой воссозданную в своем
первоначальном облике на основе исторических документов и воспоминаний
друзей квартиру первого поэта России. Здесь можно увидеть многое из
того, что когда-то принадлежало его семье, друзьям и знакомым. Музей
хранит немало подлинных вещей, которые спустя десятилетия вновь заняли
здесь свои прежние места. Многие вещи в экспозиции музея помнят
прикосновение рук поэта. Письменный стол поэта и его любимое
вольтеровское кресло, диван и конторка, трости и курительная трубка,
чернильница с арапчонком, – все эти и другие предметы, находящиеся в
кабинете, напоминают сегодня о жизни Александра Сергеевича Пушкина.
Облик кабинета во многом определяют книги. У Пушкина
было около четырёх тысяч книг на четырнадцати языках. Он любил и ценил
старинные редкие издания, искал их в книжных лавках. Внимание поэта
привлекали также новинки русской и европейской литературы.
В комнате жены поэта можно увидеть её флакончик для
духов, коралловый браслет, кошельки, вышитые бисером и шелком, и другие
мемориальный вещи. Среди подлинных пушкинских реликвий имеются портреты
самого поэта и членов его семьи.
В музее также хранятся вещи, связанные с дуэлью и
кончиной А.С. Пушкина, – жилет, который был на нём в день поединка,
локон волос, срезанный с головы покойного по просьбе Ивана Сергеевича
Тургенева, посмертная маска работы скульптора С. Гальберга.
В нижнем (цокольном) этаже, где в пушкинское время
находились хозяйственные помещения, размещена «вводная» экспозиция,
посвященная последним месяцам жизни А.С. Пушкина.
В двух небольших залах представлены гравюры, акварели и
литографии пушкинского времени, портреты друзей поэта, материалы,
рассказывающие о дуэли 27 января 1837 года на Чёрной речке. Здесь же
представлены фрагменты драпировки, некогда украшавшей одну из комнат
квартиры поэта.
Ежегодно 10 февраля, в день смерти А.С. Пушкина, во
дворе дома проходит памятное собрание, в котором принимают участие
представители научной и творческой интеллигенции и Администрации
Санкт-Петербурга. В 14 часов 45 минут, когда перестало биться сердце
А.С. Пушкина, наступает минута молчания. |