Санкт-Петербург не случайно зачастую называют Северной
Венецией, ведь он, как и итальянский «тёзка», славится мостами. В
Петербурге 342 моста, и, если вытянуть их все в одну линию, то их общая
протяженность составит примерно 11 километров. И почти каждому из мостов
нашлось место в городском фольклоре, при этом одни мосты «помнят» о
реальных событиях, другие являются декорацией вымышленных историй,
третьи вошли в загадки и поговорки.
С Литейным мостом связана самая популярная в городе
загадка: где днём и ночью, зимой и летом можно увидеть 546 изображений
герба Петербурга. Ответ ясен: в ограде Литейного моста 546 щитов с
изображением скипетра и скрещённых якорей, которые поддерживают с двух
сторон русалки.
Литейный мост соединил Литейную часть, это Безымянный остров, с Выборгской стороной, правым берегом Невы, в 1878 году.
Кстати, в районе моста Нева имеет наибольшую глубину – 24 метра.
В 1786 году через Неву построили наплавной плашкоутный
мост от Воскресенского проспекта (ныне Чернышевского) на Выборгскую
сторону. Мост получил название Воскресенский. В 1803 году был сооружен
новый наплавной мост, который наводился до 1849 года. Тогда в результате
разборки Литейного двора на набережной до берега Невы пролегла новая
сплошная магистраль – Литейный проспект, связавшая центр города с
Выборгской стороной.
Поэтому Воскресенский мост был переведен на трассу по оси Литейного проспекта и стал называться Литейным. На протяжении многих лет Литейный наплавной мост служил
единственным средством сообщения между этими районами, и жители их
испытывали на себе все «прелести» столь несовершенного, дважды
прерываемого в году, способа переправы через Неву.
Поводом к сооружению нового постоянного моста через
Неву, второго после Благовещенского, послужил срыв бурным ледоходом в
апреле 1865 года наплавной переправы у Литейного проспекта. Правда, ещё и
до этого происходили аналогичные случаи с другими наплавными мостами,
но они не вызывали столь сильной реакции государственных учреждений.
Достаточно сказать, что для изучения причин аварии Литейного моста была
создана специальная экспертная комиссия.
Только в августе 1869 года Дума высказалась за постройку постоянного моста по трассе Литейного проспекта.
Пока шли обсуждения проектов, наплавной Литейный мост
продолжал наводиться. И это продолжалось до 1875 года, когда началось
сооружение постоянного Литейного моста. Наплавной мост вернули на
прежнюю трассу и снова назвали Воскресенским. После постройки
постоянного моста наплавной Воскресенский мост разобрали.
В декабре 1872 года специальная экспертная комиссия
вынесла решение о присуждении первой премии проекту Литейного моста под
девизом «Вестминстер». Проект был предложен английской фирмой.
Однако Особая комиссия министерства путей сообщения,
рассматривая его, высказала ряд замечаний. Замечания не были приняты, и
комиссия отказалась от этого проекта. Была создана новая комиссия,
которая решила строить мост по проекту инженер-полковника А.Е. Струве и
инженер-капитана А.А. Вейса.
Закладка пятипролётного разводного моста состоялась 30
августа 1875 года. Ни одно строительство в Петербурге не сопровождалось
такими драматическими событиями, как возведение Литейного. В сентябре
1876 года из-за резкого оседания опоры полужидкий грунт ворвался в
кессон, при этом погибли пять человек. В сентябре 1877 года при
сооружении фундаментов под речные опоры произошел взрыв в кессоне:
девять человек были убиты. Кессон был впервые применен в России именно
на этом строительстве. Кессон представлял собой огромный металлический
ящик, перевернутый вверх днищем и опущенный на дно реки. Внутрь его
нагнетался воздух, «выжимающий» воду и позволявший разрабатывать грунт
дна для сооружения фундамента мостовой опоры. По мере того как из-под
кессона выбирался грунт, сверху над ним сооружалось каменное основание
опоры, под тяжестью которого кессон опускался вниз. Рабочие спускались в
кессон через специальную камеру. Через неё же транспортируется наружу в
контейнерах разработанный грунт. Работа эта была не только тяжела, но и
опасна. Стоимость строительства в полтора раза превысила сметную
стоимость.
Пять пролетов Литейного моста были перекрыты арочными
клепаными металлическими строениями. У левого берега располагался
шестой, разводной, пролёт. Он был перекрыт поворотной решетчатой
металлической фермой. При разводке она вращалась на вертикальной оси,
расположенной на первом широком и массивном быке (речной опоре).
Разводка моста для пропуска судов производилась при помощи простейшего
устройства – ворота, приводимого в действие восемью рабочими. Со
временем ворот был заменён водяной турбиной мощностью 36 л. с.,
питавшейся от городского водопровода. Это был единственный мост с такой
системой разводного пролёта.
Мост был ограждён перилами двух типов. Металлические
кованые, простого рисунка, легкие и «прозрачные» установили на разводном
пролёте, на остальном протяжении – тяжелые чугунные литые секции между
такими же чугунными стойками.
Эти элементы перил представляли высокохудожественное
литьё по рисунку архитектора К.К. Рахау. Он изобразил в центре секции
картуш – щит с гербом города, перекрещенные скипетр, морской и речной
якоря в руках двух русалок, хвосты которых композиционно вплетены в
фигурный растительный орнамент в виде спиралевидных побегов. У чугунных
столбиков просветы между боковыми плоскостями заполнены фантастическими
морскими животными. Помимо этой ограды, петербуржцев поразило освещение
моста электрическими лампочками П.Н. Яблочкова. Ведь это было впервые не
только в Петербурге, но и в мире.
Торжественное открытие моста состоялось 30 сентября 1879
года. Мост назвали Александровским в честь императора Александра II. И
вот что удивительно – название это не прижилось. Горожане продолжали
упорно называть мост Литейным.
В 60-х годах ХХ века ширина разводного пролёта моста
(19,8 м) стала ограничивать свободу судоходства. Ведь к этому времени
началось движение по обновленному глубоководному Волго-Балтийскому
каналу. Разводка моста, осуществлявшаяся гидротурбиной, длилась целых 20
минут. Все это потребовало полной перестройки моста. Работы начались в
1964 году. Металлические строения его заменили. Поворотный разводной
пролёт был заменён раскрывающимся и перенесён к более глубокой части
русла. Он увеличился до 50 метров. Разводное пролётное строение стало
подниматься гидроприводом. При разводке оно поднимается под углом 67
градусов, и с Литейного проспекта кажется, что перед зрителем возникла
вертикальная стена. Ширина мостового полотна увеличилась на 10 метров,
благодаря чему стало возможным трёхрядное движение транспорта.
В 1967 году мост был сдан в эксплуатацию. Была сохранена
длина моста – 396 метров, и ширина – 34 метра. Теперь его силуэт
приобрел плавные очертания, а разводной пролёт не выделяется среди
других пролётных строений. |