Первое, что поражает в этой дворцовой постройке, –
довольно скромные размеры. А второе – что Летний дворец Петра I
сохранился до наших дней в первозданном виде царской резиденции.
Летний дворец Петра I в Летнем саду является одним из
первых каменных дворцов в Санкт-Петербурге. Он был возведён в 1710–1714
годах под руководством выдающегося зодчего Доменико Трезини. Тогда же,
кстати, начал возведение своего дворца и первый генерал-губернатор
Санкт-Петербурга Александр Данилович Меншиков. Правда, на другом берегу
Невы и на другом острове – Васильевском. В 1711 году Пётр I принимает
окончательное решение о переводе столицы Российского царства из Москвы в
новый город – Санкт-Петербург. Поэтому строительство дворца было своего
рода сигналом для московского дворянства и купечества, что царский двор
собирается на берега Невы всерьёз и надолго.
Место для строительства было выбрано не случайно. Здесь
до основания Петербурга находилась усадьба шведского майора Конау. А
Пётр совершенно целенаправленно пытался уничтожить все следы шведского
присутствия на берегу Невы. Именно поэтому он, к удивлению многих, не
стал использовать для каких-либо целей большую и мощную крепость
Ниеншанц и город Ниену на правом берегу Невы, после захвата её русскими
войсками. По сути, крепость Ниеншанц была срыта, то есть сровнена с
землей. А город был просто разорён. Дворец царя был расположен в северо-восточной части
Летнего сада. Летний сад – первый регулярный сад Петербурга, заложен в
1704 году. Известно, что Пётр I лично принимал участие в проектировании.
Садовую территорию обустраивала большая группа архитекторов и садовых
дел мастеров. С первых лет в Летнем саду начали высаживать доставленные
из тёплых краев самшит, каштаны, ильм, яблони, груши, ореховые деревья.
По примеру, заведённому царём в Москве, начали устраиваться парники для
разведения дынь. В Москве в парниках удавалось выращивать удивительно
крупные и вкусные дыни. В России, в отличие от многих стран, дыня
подавалась только на десерт.
Скульптурным декором и отделкой интерьеров дворца
занимался немецкий скульптор и архитектор Андреас Шлютер. Неподалеку от
дворца, на берегу Фонтанки, А. Шлютер начал работы по возведению грота,
которые завершали после смерти зодчего архитекторы Г.И. Маттарнови и Н.
Микетти.
Дворец Петра I был предусмотрен не для торжественных
мероприятий, а прежде всего как жилище царя и его семьи. Здание дворца с
подчеркнуто строгим обликом имеет высокую четырехскатную крышу,
украшенную угловыми водостоками в виде крылатых драконов. Главный
декоративный элемент фасадов – фриз из двадцати девяти барельефов,
разделяющих этажи. Барельефы служат для прославления военных успехов
России. Пётр I здесь изображен в образе Персея. Над входом во дворец
барельеф богини мудрости, покровительницы наук и ремесел Минервы в
окружении знамён и трофеев.
По воспоминаниям современников, день основателя города
на Неве складывался так: поднимался Пётр рано – в три-четыре утра.
Прогуливался по комнате, обдумывая планы на предстоящий день. Затем до
завтрака занимался бумагами. В шесть утра, легко позавтракав, выезжал из
дворца. Обедал обычно часов в 11 или 12, но не позднее часа пополудни.
До обеда царь выпивал рюмку анисовой водки, а перед каждым новым блюдом –
квас, пиво или красное вино. Традиционный обед состоял из густых
горячих кислых щей, каши, студня, холодного поросенка в сметане
(подавался целиком, и государь сам выбирал себе кусок по настроению),
холодного жаркого (чаще всего утки) с солёными огурцами или солёными
лимонами, ветчины и лимбургского сыра. После обеда Пётр надевал халат и
спал часа два. К четырём часам приказывал подавать к докладу срочные
бумаги на подпись. Затем занимался любимым делом – столярничал, работал
на токарном станке и прочее. Спать ложился часов в 10–11 без ужина.
Для дворца характерен сильный контраст между строгим
внешним обликом и пышным внутренним убранством. Летний дворец порой
называют своеобразным памятником Северной войны, поскольку и в
барельефах, и даже в живописных плафонах в аллегорической форме отражены
победы русского оружия. На первом этаже дворца – две приёмные, кабинет,
спальня, столовая, комната для дежурного ямщика, поварня и гардеробная.
Здесь же располагается предмет особой гордости Петра – токарня, где он
любил работать. На втором этаже здания находятся приёмная, тронная,
спальня, детская, танцевальная, зелёный кабинет, поварня, гардеробная и
помещение для дежурных фрейлин.
Дворец выполнен в стиле петровского барокко, об этом
говорят ясные пропорции, многочисленные окна с мелкой расстекловкой,
барельефы, лепной фриз под кровлей. Дворец сохранил свою изначальную
планировку и отделку интерьеров. На каждом этаже здания располагаются
семь небольших жилых комнат. В интерьерах дворца прежде всего можно
отметить резное дубовое панно в нижнем вестибюле с изображением Минервы,
уникальные голландские изразцы в поварнях и кабинете Петра I, камины с
лепными барельефам, живописные плафоны и многое другое.
Вскоре около Летнего дворца появилась первая в
Петербурге каменная набережная. До середины XVIII века в Петербурге
набережные и мосты строили только из дерева. На каменной набережной
подле Летнего дворца у Фонтанки был устроен небольшой «гаванец» для
стоянки царских лодок. Лодки и прочие плавсредства были объявлены указом
Петра главным средством передвижения в новой столице. Поэтому царь
требовал, чтобы каждый житель умел обращаться с парусом. Намереваясь
приучить жителей Петербурга к плаванию под парусами, а не на веслах,
Пётр ввёл штрафы в зависимости от чинов нарушителей, по возрастающей за
первое, второе и третье «преслушание» царского указа. Ответственным за
исполнение указа царь назначал Ивана Степановича Потёмкина: «…быть тебе
фискалом, чтоб всяких чинов люди, которые обретаются в Санкт-Петербурхе,
во время ветра ездили Невою рекою на судах парусами. А буде кто сему
великого государя указу явитца преслушен, и за то будет взят на них
штаф…» Мосты в Петербурге Пётр возводить запрещал.
Позднее «гаванец» засыпали, но недавно при
археологических раскопках петербургские реставраторы обнаружили его
каменные подпорные стенки, в которых сохранились даже железные кольца
для привязывания лодок.
В начале XXI века Летний дворец, как и Летний сад,
перешли в ведение Русского музея. И сегодня во дворце развёрнута
обширная экспозиция. Здесь картины с изображениями жанровых сцен, редкие
портреты, пейзажи, полотна с изображениями морских судов и сражений.
Одним из наиболее ценных экспонатов музея является вмонтированный в
резную дубовую раму ветровой прибор, изготовленный в Дрездене. Его
механизм приводится в движение с помощью флюгера в виде фигуры Георгия
Победоносца, установленного на крыше. В 60-х годах XX века под
руководством архитектора А.Э. Гессена была проведена научная реставрация
музея, которая помогла восстановить многие первоначальные элементы
Летнего дворца. |