Как удивительно прижилось это немецкое слово в русском
языке. И даже стало использоваться в переносном смысле. Но как при
Петре, так и сегодня – Кунсткамера в Петербурге остаётся первым
настоящим русским музеем. Правда, сегодня Кунсткамера – кабинет
редкостей, называется Музеем антропологии и этнографии имени Петра
Великого Российской академии наук.
Термин «кунсткамера» от немецкого слова kunstkammer –
«палата искусств», применялся в эпоху Возрождения к типу коллекций не
только картин, но и любых редкостей. Подобное название, данное
петербургской коллекции, связано с тем, что в здании должна была
расположиться, помимо всего прочего, коллекция «монстров и раритетов»,
собранная Петром I.
В 1712 году по указу Петра I из Москвы в Санкт-Петербург
были перевезены из Аптекарской канцелярии анатомические и зоологические
препараты, а также коллекция, приобретённая Петром в Европе. Коллекция
состояла из «нескольких сот в склянках сохраненных рыб, гадов и
насекомых». В Петербург доставили также книги из царской библиотеки и
математические, физические, хирургические и другие приборы и
инструменты. Вещи и книги разместили в покоях Летнего дворца на
Фонтанке. С 1714 года вещи начали приводить в порядок,
одновременно приобретались новые коллекции и книги. В том же 1714 году
коллекции смогли осматривать посетители, а читатели брали книги из
библиотеки. Музей предназначался для научных занятий и распространения
научных знаний.
Но вскоре коллекции стало тесно в покоях Летнего дворца,
поэтому в 1718–1719 годах коллекции перевезли в Кикины палаты. Так
назывался каменный дом вельможи Алексея Васильевича Кикина, который был
осужден по делу царевича Алексея и в 1718 году казнён.
Коллекции показывали всем желающим бесплатно. Пётр
желал, «чтобы люди смотрели и учились». Для привлечения народа
устраивали угощения, на эти нужды отводилась огромная сумма – 400 рублей
в год.
При Анне Иоанновне «знатнейших гостей угощали кофием,
венгерским вином, цукербродом или другими напитками и закусками».
Представителей нижних сословий проводили по экспозициям с рассказом о
коллекциях. Показ Кунсткамеры с объяснением сохранился и во времена
правления Екатерины II.
Специальное музейное здание на Васильевском острове
начали строить ещё при Петре I в 1719 году. Здесь также планировалось
разместить анатомический театр и библиотеку. Основу библиотеки составили
частные книжные коллекции, в том числе и книги, принадлежавшие Петру I.
В 1724 году по указу Петра I была основана Академия
наук, которая расположилась также в залах Кунсткамеры. При Академии наук
были организованы университет и гимназия.
Строительство Кунсткамеры велось пятнадцать лет и
завершилось в 1734 году, когда Петра уже не было в живых. Проект здания
был предложен Г.И. Маттарнови, который умер в 1719 году. До 1724 года
строительство осуществлялось под руководством Н.Ф. Гербеля, после его
смерти подвёл здание под крышу итальянец Г. Киавери. Он же возвёл башню в
два этажа.
Здание, построенное «вчерне», было отдано Академии наук в
1728 году, когда были готовы только шесть комнат и зал первого этажа.
Строительные работы завершались под руководством архитектора Михаила
Земцова.
Композиция и сам тип здания были для русского зодчества
абсолютным новаторством. До этого возводились лишь три типа зданий –
храмы, монастыри и крепости. Здание Кунсткамеры же по своему типу
относится к европейским ратушам, то есть светское по своему назначению.
Протяженный фасад венчает многоярусная башня с куполом и глобусом, где разместилась первая в России обсерватория и планетарий.
В нижнем этаже центральной части – ротонда, где в XVIII
веке был «анатомический театрум». В нём в присутствии публики
производились анатомические вскрытия. В башне в XVIII веке располагалась
астрономическая обсерватория. К парадной части примыкают большие залы,
где устраивались выставки и хранились библиотечные книги, по краям
прямоугольника – рабочие кабинеты.
После того как в 1724 году была основана Академия наук,
Кунсткамера и Библиотека были переданы в её ведение. Вещи и книги
перевезли из Кикиных палат в строящееся здание. Торжественное открытие
Кунсткамеры в новом помещении состоялось 25 ноября 1728 года (здание
было готово лишь «вчерне»).
В 1747 году в здании случился пожар, восстановление
Кунсткамеры велось до 1766 года по чертежам архитектора Саввы Ивановича
Чевакинского. Сгоревший купол башни Кунсткамеры после пожара не был
реконструирован, его восстановили лишь в 1948 году во время реставрации
здания.
Уже в начале XVIII века в музее можно было увидеть
разные редкости. В 1717 году музей пополнился знаменитым анатомическим
кабинетом Ф. Рюйша. Пётр I познакомился с Рюйшем в 1697 году, во время
поездки в Голландию. Он слушал в Амстердаме его лекции и осматривал
кабинет с препаратами, которые «так хорошо сохраняются в спирте, что
кажутся живыми».
В 1717 году Пётр I приобрёл у Рюйша его анатомическую коллекцию за 30 тысяч гульденов золотом.
Способ консервации органических препаратов,
разработанный Рюйшем, назывался в XVIII веке рюйшевским искусством.
Детские головки, детские ручки и ножки, инъецированные Рюйшем, дают об
этом представление. До нашего времени без особых изменений сохранилось
свыше 900 препаратов Рюйша, а многие из них не утратили и своей научной
ценности.
Многочисленные «уроды человеческие и животные»
собирались по указу Петра I в Кунсткамере. Анатомы того времени,
изучавшие монстров, работали в Круглом зале – «Анатомическом театре»
нижнего этажа Кунсткамеры. Здесь же проводились доклады и диспуты
академиков-анатомов.
В связи с тем что Пётр интересовался практическим
приложением анатомии – хирургией, то он сам проводил некоторые
простейшие операции. В музее хранятся медицинские и анатомические
инструменты, которыми пользовался государь.
Кунсткамера скоро стала одной из достопримечательностей
новой столицы России. Так как Кунсткамера входила в состав Академии
наук, здесь трудились многие учёные. Среди них был Михаил Васильевич
Ломоносов, составивший описание хранившихся в музее минералов.
На протяжении XVIII века Академия наук отправляла экспедиции, прежде всего в Сибирь, обогатившие коллекции Кунсткамеры.
Музей постепенно стал арсеналом для работы учёных.
Большинство коллекций Кунсткамеры связано с именами русских учёных и
путешественников: И.Ф. Крузенштерна, Ю.Ф. Лисянского, Н.Н.
Миклухо-Маклая и многих других.
В 30-е годы XIX века на основе богатейших коллекций Кунсткамеры было создано семь специальных музеев.
Сегодня в Кунсткамере, то есть в Музее антропологии и
этнографии имени Петра Великого Российской академии наук, также
находится музей М.В. Ломоносова. В нём экспозиция, посвященная первой в
России обсерватории, где среди прочих экспонатов можно увидеть
знаменитый Готторпский глобус.
Кунсткамера насчитывает в своих фондах 1 880 700 единиц хранения. |