Силуэт этого корабля в годы советской власти был самым
тиражируемым. И, естественно, самым узнаваемым. Сменилась эпоха,
сменился век, но остался и силуэт, и сам корабль. Крейсер «Аврора». Он
пришвартован у Петроградской набережной Петербурга, в одном из самых
красивых мест города, у так называемой Малой стрелки Петроградского
острова.
Для многих «Аврора» ассоциировалась с холостым
выстрелом, произведённым ею в октябре 1917 года. Однако крейсер
неоднократно стрелял и холостыми, и боевыми зарядами.
Корабль был заложен 23 мая 1897 года на судостроительной
верфи Новое Адмиралтейство. Строился по проекту
инженера-кораблестроителя Константина Михайловича Токаревского. В 1900
году крейсер был спущен на воду. В торжестве по этому поводу принимал
участие император Николай II и вся его семья. Это был третий крейсер из
серии кораблей Первого ранга, после «Паллады» и «Дианы». Корабль был создан для того, чтобы стать разведчиком.
Все три корабля Первого ранга – «Паллада», «Диана» и «Аврора», не зря
назывались крейсерами. Их задачей было рейдерство: уничтожение вражеских
транспортов на морских линиях, обстрелы портов, атаки на десантные
суда, разведывательные функции. Надводный крейсер-рейдер нагонял
медленно плывущий пароход, давал команде пятнадцать минут на высадку в
шлюпки, а потом расстреливал его из пушек. Затем эту работу отберут у
надводных кораблей подводные лодки. Правда, давать время на высадку в
шлюпки они уже не будут.
Кроме того, крейсера должны были поддерживать
броненосцев во время эскадренного боя. В составе эскадры они прикрывали
свои тяжёлые броненосцы от налётов быстроходных судов противника.
«Аврора» приняла в составе Второй Тихоокеанской эскадры
участие в Цусимском сражении во время Русско-японской войны. Кстати,
тогда «Аврора» была первым в истории кораблём, в лазарете которого был
установлен рентгеновский аппарат. С его помощью корабельный хирург мог
отыскивать в теле раненых осколки и осматривать скрытые переломы.
«Аврора» умело действовала в бою и была одним из
немногих уцелевших при Цусиме русских кораблей. Экипаж потерял 15
человек убитыми и 83 ранеными. Погиб командир корабля капитан 1 ранга
Евгений Романович Егорьев. Сильно пострадавший корабль до конца войны
стоял на рейде в Маниле (тогда протекторат США).
В 1906 году «Аврора» возвратилась в Петербург. В 1908
году её назначили учебным крейсером. «Аврора» с кадетами и гардемаринами
Морского корпуса, проходившими обучение на этом крейсере, побывала во
многих европейских и африканских портах. В 1911 году она участвовала в
торжествах во время коронации сиамского короля в столице Тайланда, тогда
Сиама, Бангкоке. После этого крейсер посетил порты Атлантического
океана, Средиземного моря, Индийского и Тихого океанов.
Начало Первой мировой войны ознаменовалось для крейсера
введением его в состав 2-й бригады Балтийского флота. Корабль исправно
нёс боевую службу: отражал атаки самолетов, участвовал в операциях по
обороне Рижского залива. Кроме того, крейсер находился в дозорной службе
к западу от центральной минно-артиллерийской позиции на Балтике, в
охранении тральных работ, совершал походы по изучению скрытых шхерных
фарватеров в Финляндии.
«Аврора» изрядно поизносилась и в 1916 году была
отправлена на Франко-Русский завод в Петроград для реконструкции. За
зиму 1916/17 года корабль был капитально отремонтирован.
Стоящий в Петрограде крейсер оказался в центре
революционных событий 1917 года. Матросы были вовлечены в революционную
агитацию. Агитаторы всех мастей понимали – противником для них являлось
русское офицерство. Поэтому делалось всё для устранения и дискредитации
офицеров. На флоте проводилась активная работа по разжиганию
противоречий между матросами и командным составом. На крейсере, как и во
всём флоте, накалились взаимоотношения офицеров и команды. После
обнародования «Приказа № 1» Петроградского Совета, которым был нарушен
основополагающий для любой армии принцип единоначалия, произошло резкое
падение дисциплины и как следствие боеспособности русского флота.
Повсеместно происходили задержания, обезоруживания, избиения и убийства
офицеров. 27 февраля (12 марта) на крейсере начался бунт. Когда 28
февраля (13 марта) 1917 года на крейсере стало известно о совершившейся
Февральской революции, взбунтовавшиеся матросы убили своего командира
Михаила Ильича Никольского, старший офицер крейсера был ранен. Затем
большая часть команды сошла на берег.
На протяжении весны-лета-осени 1917 года шёл процесс
разложения армии и флота. Политическая обстановка на корабле также
характеризовалась постепенной потерей доверия к власти, в том числе и к
Временному правительству. В ночь на 25 октября 1917 года по приказу
Военно-революционного комитета Петросовета команда «Авроры» захватила и
свела Николаевский мост, соединявший центр с Васильевским островом.
Тогда-то и прозвучал знаменитый холостой выстрел. Правда, как выяснили
историки, не с крейсера «Аврора», а со стен Петропавловской крепости.
Восставшие и впрямь хотели было стрелять с «Авроры», в том числе и
боевыми снарядами, но это оказалось невозможно из-за условий дислокации
крейсера на Неве. Он стоял за мостом.
Летом 1918 года крейсер, который уже невозможно было
поддерживать в состоянии боеготовности из-за отсутствия специалистов,
был переведён в Кронштадт и выведен в резерв, как и большинство крупных
кораблей флота. 152-мм орудия «Авроры» были сняты. Большинство моряков
крейсера ушли по домам.
В 1922 году корабль был передан Кронштадтскому порту на
долговременное хранение (законсервирован). Но через некоторое время
комиссия признала его годным для несения боевой службы и он вернулся в
строй. Крейсер совершил ряд дальних плаваний, в том числе в
Скандинавские страны. В 1939 году на нём был проведён очередной ремонт.
До 1940 года корабль был в строю. На нём проходили практику курсанты военно-морских училищ.
С 1940 года «Аврора» стояла в Ораниенбауме. В 1941 году с
крейсера были сняты артиллерийские орудия и установлены на подступах к
Ленинграду с юга для обороны Дудергофских высот, на рубеже Воронья Гора –
Киевское шоссе.
Из-за попадания артснарядов в 1941 году крейсер затонул
на мелководье (верхняя палуба и надстройки были выше уровня воды). В
1944 году крейсер подняли и подвергли консервации.
В 1948 году крейсер поставили на «вечную стоянку» у
причальной стенки Петроградской набережной Большой Невки. Здесь до
настоящего время и находится корабль-музей. Тогда же «Аврора» стала
учебной базой Ленинградского нахимовского училища.
С 1956 года на корабле открыт филиал Центрального
Военно-морского музея. После капитального ремонта в 1984–1987 годах
судно было воссоздано заново. С 1992 года курсанты нахимовского училища
здесь ежедневно поднимают и опускают Андреевский флаг. |