Во всей России трудно найти подобный зал, где дух театра обитает в его стенах более двух веков.
Эрмитажный театр – не просто первый театр в стране, но и
единственный сохранившийся с XVIII столетия. Причём сохранившийся в
своей первозданной сути – театрального помещения.
Становление театральной жизни Петербурга и всей России
справедливо связывают с именем дочери Петра I Елизаветы I. Она проявила
особый энтузиазм в приобщении дворянства к театру. Всякий, кто не хотел
затеряться при дворе, должен был посещать многочисленные балетные,
драматические спектакли. Для придворных лиц, состоявших на гражданской и
военной службе, бывать в театре являлось неукоснительной обязанностью.
Более того, при дворе Елизаветы I был организован театр,
где роли раздавали знатным дамам и кавалерам. Например, обер-гофмаршал
Дмитрий Андреевич Шепелев играл главную роль в сказке «О Бабе-яге».
Дело шло успешно, даже стал сказываться недостаток в пьесах.
Выведя русский театр на профессиональный уровень, указом
1756 года об учреждении первого театра Петербурга Елизавета I стала
жаловать актерам шпаги – символ чести и достоинства. Знаменательно, что
все последующие русские императоры и императрицы поддерживали эту
традицию.
Особенно преуспела в этом Екатерина II. Сохранились
свидетельства, что императрица в своей заботе и внимании к театру
доходила до того, что дарила артисткам, выходившим замуж, подвенечные
платья и драгоценности.
Героиня и режиссёр важнейшего театрального действа –
государственного переворота 1762 года, императрица Екатерина Вторая,
видимо, поняв силу сценического слова, делала очень многое для развития
русского театра.
Ведь именно Екатерина II была инициатором выхода в свет
первого российского театрального журнала. Правда, главным автором в нем
была сама императрица. А ее любимой театральной площадкой стал
Эрмитажный театр. Эрмитажный театр – это самое старое из сохранившихся
театральных зданий Санкт-Петербурга. Первые зрители пришли сюда 16
ноября 1785 года.
Автором классического трёхэтажного здания Эрмитажного
театра, расположенного на углу Дворцовой набережной и набережной Зимней
канавки, был выдающийся архитектор Джакомо Кваренги.
Театр предназначался для дворцовых представлений и заменил внутренний театр Зимнего дворца.
Эрмитажный театр – выдающееся достижение архитектуры
русского классицизма конца XVIII века. Он завершает комплекс зданий,
связанных переходами в одно целое с Зимним дворцом. На фасаде здания
установлены статуи и бюсты древнегреческих трагиков и поэтов.
Чтобы соединить новое здание со Старым Эрмитажем, через
Зимнюю канавку была перекинута высокая арка-галерея, придавшая
целостность архитектурному комплексу. Когда галерея была построена,
завистники пустили слух, что арка очень непрочна и может упасть в любой
момент.
Екатерина II, дабы развеять все домыслы, приказала
устроить в галерее грандиозный пир со множеством приглашенных.
Арка-мост, проект которой был тщательно продуман и рассчитан, выдержала
празднество. После того пира вопросы о прочности арки уже не
обсуждались.
Эрмитажный театр был домашним театром Екатерины II и ее
потомков. Зрительный зал рассчитан на небольшое число зрителей – до 400
человек.
Театр был спроектирован Кваренги по образцу античного – с
полукруглым амфитеатром, поднимающимися рядами кресел, и он по праву
может считаться одним из лучших театральных залов города. В зале нет
лож, ярусов, партера, места для зрителей широкими уступами спускаются к
сцене. Не было специальных мест для самой императрицы.
Кваренги так объяснял необычную форму зала: «Все места
одинаково почетны, и каждый может сидеть там, где ему заблагорассудится
<…> На полукруглой форме театра я остановился по двум причинам:
во-первых, она наиболее удобна в зрительном отношении, и, во-вторых,
каждый из зрителей со своего места может видеть всех окружающих, что при
полном зале дает очень приятное зрелище».
В благодарность за чудесный театральный дворец
императрица отвела для Кваренги в этом здании квартиру и дала ему и его
семье пожизненное право посещать спектакли Эрмитажного театра.
Строгость архитектуры сочетается в Эрмитажном театре с
изяществом отделки. Стены зала отделаны розово-желтым мрамором, украшены
коринфскими полуколоннами. В промежутках между полуколоннами сделаны
ниши, в которые помещены статуи Аполлона и девяти муз, над нишами –
портретные барельефы знаменитых музыкантов и поэтов.
Сцена по своим размерам в два с половиной раза превышает
зал и снабжена сценической техникой, позволявшей ставить сложные
грандиозные зрелищные постановки, которые любила Екатерина.
В екатерининское время на сцене Эрмитажного театра
играли все известные европейские знаменитости. Театр был первой оперной
сценой, законодателем театральной моды, театром, где проходили лучшие
премьеры и работали лучшие отечественные и иностранные музыканты.
Интересно, что Эрмитажный театр внес свою лепту и в правила хорошего тона.
Екатерина II запрещала в театре гостям вставать перед
ней с места, а с того, кто провинился, брали штраф: «червонец в пользу
бедных». А порой императрица требовала выучить наизусть шесть стихов из
«Телемахиды» Тредиаковского и продекламировать их вслух перед публикой.
Со сценой Эрмитажного театра и с именем Екатерины связана одна из самых романтических историй русского театра.
Всё случилось 11 февраля 1791 года на представлении
комической оперы Пашкевича и Мартин-и-Солера «Федул с детьми». Автором
либретто оперы была сама императрица Екатерина II. В этот вечер певица
Елизавета Уранова (сценический псевдоним Елизаветы Семеновны Фёдоровой)
исполняла главную женскую партию Дуняши.
Когда Лиза пропела последнюю арию и все зрители осыпали
ее рукоплесканиями, императрица бросила ей свой букет. Лиза схватила
его, поцеловала и вдруг сделала нечто совершенно неожиданное: побежала
на авансцену, упала на колени и закричала: «Матушка царица, спаси меня!»
Она подала императрице заранее заготовленное письмо с
жалобой на преследования со стороны канцлера А.А. Безбородко и просьбой
разрешить ей выйти замуж за своего жениха, актера Силу Сандунова.
14 февраля в придворной церкви состоялось венчание
Сандунова и Елизаветы, получившей от императрицы богатое приданое. По
некоторым данным, в ходе свадебного обряда исполнялись величальные
песни, сочиненные самой Екатериной.
Эта история, быстро обросшая самыми эффектными деталями,
вошла в театральные анналы как образец героической борьбы молодых
актеров за свою любовь. Ведь эта борьба увенчалась блистательным
успехом, благодаря их самоотверженности и предприимчивости, несмотря на
козни влиятельных противников.
Вскоре молодые переехали в Москву. В первопрестольной
Сила Сандунов на приданое жены купил участок земли на берегу реки
Неглинной и устроил на своей земле бани. Первые в Москве каменные бани в
народе иначе как Сандуновскими не называли. Банная карьера Силы
сложилась, а вот брак с Лизой оказался неудачным. Они расстались. Он
остался в Москве, а Лиза уехала в Петербург и вернулась на сцену
Эрмитажного театра. Елизавета Семёновна ещё долго радовала своих
зрителей великолепной игрой. Говорят, что особенно ей удавались партии
обманутых и брошенных возлюбленных.
Сегодня на сцене старейшего театра России выступают самые талантливые коллективы со всех концов мира. |