Мосты Петербурга вошли неотъемлемой частью в жизнь и
архитектурную панораму города. Представить без них сегодня град Петров,
наверное, так же немыслимо, как Москву без Кремля, как Нью-Йорк без
небоскребов или Египет без пирамид.
Разведённый на фоне заката Дворцовый мост давно стал общепризнанным символом Санкт-Петербурга.
Дворцовый мост соединяет Васильевский остров, а точнее стрелку острова, со 2-м Адмиралтейским островом.
Кстати, за много лет до строительства моста, в 1817
году, инженер-самоучка мещанин Торгованов создал проект канала под
Невой, который должен был связать Дворцовую набережную с Васильевским
островом. О проекте доложили Александру I. Император ознакомился с
проектом и оставил на нём резолюцию: «Выдать Торгованову из кабинета 200
рублей и обязать его подпискою, чтобы впредь прожектами не занимался, а
упражнялся в промыслах, состоянию его свойственных».
Строительство мостов в Петербурге – одна из
интереснейших глав истории мостостроения в России. Она важна потому, что
именно здесь создавались наиболее прогрессивные и экономичные типы
мостов, получавшие затем развитие и распространение как в самом городе и
его окрестностях, так и далеко за его пределами.
За короткий исторический период в Петербурге были
созданы исключительно разнообразные типы мостов. Они различаются по
материалам, из которых они построены, конструктивным схемам, размерам
пролётов и многим иным характерным признакам, отличающим их от мостов в
других городах и странах. Именно в Петербурге рождались яркие
архитектурные формы мостов и вырабатывались приёмы их художественной
отделки. История Дворцового моста началась ещё в 1882 году. Тогда
общественные организации и многие домовладельцы обратились в Городскую
управу с просьбой заменить Дворцовый плашкоутный мост постоянным. Старый
плашкоутный мост опирался на плоскодонные суда.
Однако только в июле 1900 года Городская управа
предложила Комиссии по надзору за строительством составить технические
условия на проектирование моста в порядке международного конкурса.
Конкурс были объявлен одновременно на проекты Дворцового и Большого
Охтинского мостов в 1901 году. По конкурсным условиям все работы должны
выполняться из отечественных материалов русскими рабочими и русскими
инженерами. Ещё одним условием конкурса был характер декора моста. Декор
должен отражать национальные особенности русского зодчества. Мост
должен стать памятником, воспроизводящим символическими средствами
народные черты – сказочную силу, благородство и мужество.
На конкурс поступило двадцать семь эскизных проектов
Дворцового моста. Все проекты, демонстрировавшиеся в Городской думе, по
мнению современников, «производили далеко не выгодное впечатление».
Главная проблемы была в том, что ведь как-никак мост
должен был возводиться в самом центре города, в самой исторической
части. Он должен был соединить такие памятники архитектуры, как
Адмиралтейство, Зимний дворец, Дворцовую площадь, с ансамблем стрелки
Васильевского острова с Ростральными колоннами, Биржей, Зоологическим
музеем, Кунсткамерой, Академией наук, Университетом. Каждый из этих
памятников связан с именами выдающихся архитекторов разных эпох.
Второй тур конкурса был объявлен в том же 1901 году, и в этом туре приняли участие лишь отечественные предприятия.
Борьба за выгодный контракт на строительство Дворцового
моста длилась около десяти лет. Наконец, в 1911 году был подписан
договор с Обществом Коломенских заводов. Коломенские заводы отвечали
требованию, по которому все работы по сооружение моста должны
выполняться из отечественных материалов русскими рабочими и русскими
инженерами. Первоначальный вариант шестипролётного моста, страдавший
существенными недостатками, благодаря протестам архитекторов и
мостостроителей был отклонен. В конце концов, после долгих споров, был
выбран проект инженера Андрея Павловича Пшеницкого и архитектора Романа
Фёдоровича Мельцера, хотя авторам пришлось еще некоторое время
заниматься его усовершенствованием.
Дворцовый мост строился в течение четырёх лет, сроки его
открытия постоянно отодвигались в связи с нехваткой средств, которые в
основном шли на вооружение и другие нужды, связанные с Первой мировой
войной.
Впоследствии авторов проекта моста не раз обвиняли в том, что Дворцовый мост получился слишком громоздким и тяжеловесным.
Критиками не нравилось в первую очередь то, что мост
почти полностью загораживал исторические здания на набережной
Васильевского острова – Кунсткамеру, Зоологический музей и Биржу и
частично закрывал здание Адмиралтейства от тех, кто стоял на стрелке
Васильевского острова. Однако такое положение моста в большой мере
обусловлено не ошибками архитекторов, а чересчур низкими берегами Невы в
этом месте. Мост вполне мог бы оказаться и ещё более высоким, но на
самом деле архитекторы и строители сделали всё возможное, чтобы он как
можно меньше заслонял петербуржцам обзор.
Конструктивная схема моста простая и чёткая. Он состоит
из пяти пролётов, средний из которых, быстро раскрывающийся, перекрыт
трёхшарнирной аркой, а другие пролеты – двумя клёпаными неразрезными
пролётными строениями со сквозными фермами, имеющими нижние
криволинейные пояса. Каждое крыло разводного пролёта уравновешивалось
системой противовесов, подвешенных к его нижней части на шарнирах.
Представление о Дворцовом мосте даёт и его техническая характеристика:
общая длина – 250 метров, ширина среднего, разводного, пролёта – 57,46
метра, полезная ширина моста – 27,73 метра; ширина проезжей части –
21,97 метра; ширина тротуаров – по 2,82 метра.
Первые пешеходы прошли по Дворцовому мосту в день
Рождества – 25 декабря 1916 года. Таким образом, Дворцовый мост стал
последним мостом, построенным в Российской империи.
При советской власти Дворцовый мост некоторое время
носил название Республиканский, но затем ему было возвращено его
изначальное имя. Ближе к концу ХХ века он был частично реконструирован, а
его разводной пролёт перестроен. Новое время требовало новых
технических решений.
Существует легенда, что перила Дворцового моста были
украшены изображениями двуглавых орлов и что после революции эти перила
были сброшены с моста в Неву. Однако на самом деле ничего подобного
никогда не происходило.
При открытии движения были установлены «временно»
деревянные ограждения, отнюдь не отличавшиеся красотой и изяществом.
Перила моста очень скромны – ни двуглавых орлов, ни других изображений
на них не было, и лишь в 1939 году их заменили на литые чугунные решетки
с советской символикой: герб, знамена, пучки колосьев и пятиконечные
звёзды. Интересно, что дощатые хибарки, завершавшие средние опоры,
снесли аж в 1977 году. |