В этом таинственном тёмном сооружении много необычного
для европейского города: и форма здания, суживающегося кверху; и мощные,
облицованные красно-фиолетовым гранитом стены; и узкие окна; и яркий
пояс из синего глазурованного кирпича с белыми кругами; и особенно –
золочёные конические навершия в виде барабана со свитками молитв внутри –
«джалцаны» – на углах кровли.
Впрочем, при ближайшем рассмотрении вдруг оказывается,
что причудливому порождению тибетского зодчества все-таки не чужда
некоторая элегантность европейского модерна начала XX века.
Буддийский храм в Санкт-Петербурге (современное
официальное название: Санкт-Петербургский буддийский храм «Дацан
Гунзэчойнэй») – самый северный в мире буддийский храм.
Буддизм был официально признан в России указом
императрицы Елизаветы Петровны в 1741 году. Для народов Бурятии, Тувы и
Калмыкии буддизм, неразрывно соединившийся с их более древними
традициями, стал частью национальной культуры.
Конечно, буддисты добирались до российской столицы, но никаких буддийских храмов в ней не существовало. Первыми необходимость воздвигнуть такое культовое
сооружение поняли профессор Фёдор Щербатский и единомышленник профессора
влюблённый в Восток художник Николай Рерих. Они задумали перевезти в
Санкт-Петербург древний храм из Индии. Долго обсуждались детали
предприятия. Но вскоре выяснилось, что разборка и доставка храма на
корабле из Бомбея в Петербург обойдётся в фантастическую сумму.
И тут в 1908 году в Петербург прибывает с миссией от
тибетского далай-ламы бурятский лама Агван Доржиев. Доржиев был
направлен в Санкт-Петербург для переговоров в качестве дипломатического
представителя далай-ламы. Он-то и передал в министерство иностранных дел
России ходатайство далай-ламы о строительстве храма. Ходатайство
поддержал Пётр Аркадьевич Столыпин и учёные-востоковеды. А 1909 году в
Старой Деревне, на берегу Большой Невки, посланник далай-ламы приобрёл
земельный участок.
По преданию, именно Доржиев стал автором проекта дацана.
На самом деле первоначальный проект был разработан молодым гражданским
инженером Н. Березовским, а потом развит и дополнен талантливым русским
зодчим Г. Барановским.
Был создан строительный комитет, в который вошли
академики-востоковеды. Из-за отсутствия у комитетчиков практического
опыта строительство велось безалаберно. Но всё-таки здание храма было
завершено к 1913 году.
Первая служба состоялась здесь 21 февраля в ознаменование 300-летия дома Романовых.
Храм был построен в строгом соответствии с требованиями,
предъявляемыми к строительству буддийских храмов классического
тибетского типа.
Здание состоит из двух половин: южной, основной («зала
молебствий») и северной, «сокровенной», расположенной в задней части
храма, называемой гонканом.
Южный фасад здания с главным входом украшен портиком из
четырёх квадратных в сечении столбов, увенчанных капителями из тёмной
бронзы. К портику ведёт широкая и высокая гранитная лестница.
Все здание представляет собой четырёхугольный в плане
храм с плоской крышей, предназначенный для молитвенных собраний и
занятий лам. В южной половине храма размещён просторный зал, разделённый
двумя рядами колонн на три части. Между колоннами располагались места
для сидения лам. В молитвенном зале нет окон, а свет в него проникает
через отверстие в крыше.
Стены храма были облицованы на всю высоту
красно-фиолетовым гранитом; антаблемент выполнен из красного кирпича с
горизонтальными полосами из синего с белыми кругами глазурованного
кирпича. Во фризе были установлены бронзовые позолоченные зеркальные
диски «толи», призванные отпугивать злые силы. К сожалению, они не
сохранились.
У северной стены зала молебствий находился алтарь с
большой трёхметровой гипсовой статуей Будды (впоследствии её
предполагалось заменить бронзовой). Перед Буддой на возвышении помещался
«трон» для священнослужителей самого высокого ранга.
В центральной части зала вдоль колонн стояли два длинных
стола со священными предметами. Между колоннами были развешены
изображения тантрийских божеств.
Из южной части храма через двери в северной стене,
размещавшиеся по обе стороны алтарной ниши, можно было войти в наиболее
сокровенную, северную, часть храма – «гонкан». Гонкан предназначен для
молебствий и служб немногих посвященных лам. На первом этаже гонкана
находился алтарь, а над ним, на втором этаже, был ещё один малый алтарь,
наиболее сокровенный.
В малом алтаре помещались две позолоченные статуи:
сидящий Будда Шакьямуни из сандалового дерева и стоящий бронзовый Будда
Майтрейя. Первую статую подарил храму в 1914 году сиамский король, а
вторую – русский консул в Бангкоке. Впоследствии статуя Будды Майтрейи
была утрачена, а Будду Шакьямуни перенесли в нижний этаж и установили
перед Большим Буддой.
Крышу гонкана, который возвышался над остальными
помещениями храма, венчала медная позолоченная фигура, заполненная
внутри печатными молитвами на освящение храма – «ганчжир».
В особом помещении в западной половине здания были
установлены статуи гениев – хранителей храма, восточная половина была
предназначена для субурганов (ступ) с реликвиями.
Над порталом храма было установлено восьмирадиусное
колесо – буддийский символ мира, со стоящими по обе стороны от него
вызолоченными медными фигурами ланей, которые, по преданию, одни из
первых пришли слушать первую проповедь Будды.
В верхнем этаже южной части здания находились кельи для
лам. Здесь же отвели помещение под библиотеку и кладовые для хранения
храмовой утвари, картин и музыкальных инструментов.
По мнению некоторых исследователей, есть основания
считать, что храм был освящен в честь Калачакры «Колеса Времени».
Калачакра – идам (тантрическое божество), используемое в наиболее
сложной системе тантр – Калачакре-тантре. Об этом говорят некоторые
детали отделки храма: щиты с узором – монограммами Калачакры,
установленные во фризе, знак Калачакры на капителях колонн портика.
На полу зала молебствий было выложено плитками изображение свастики.
Осенью 1919 года храм был занят красноармейской частью и весной 1920 года ограблен и осквернен.
В 1926 году было подписано соглашение между Монгольской
Народной Республикой и СССР, согласно которому «буддийский храм с жилыми
домами, надворными постройками и усадебным местом» был признан «общим
достоянием Тибета и Монголии». Храм вновь стал действующим.
Летом – осенью 1937 года были арестованы почти все
буддисты, проживавшие при храме (около 30 человек) и буддийская община
перестала существовать. В 1938 году храм со всем имуществом был передан в
государственный фонд. Часть имущества поступила в Музей истории религии
и атеизма в Казанском соборе. Во время транспортировки была разбита
статуя Большого Будды, обломки которой просто скинули в Малую Невку (или
в один из прудов на Елагином острове). Затем опустошённое здание храма
было отдано в аренду областному комитету профсоюза «для использования
под физкультурную базу».
С 1942 года в храме размещалась военная радиостанция, использовавшаяся после войны для глушения вражеских голосов.
В 1960 году здание храма было передано Академии наук
СССР для размещения в нем Института народов Азии (Института
востоковедения), а в 1981 году – Музею истории религии и атеизма.
В 1989 году в городе была создана новая буддийская
община. По её ходатайству здание храма в 1990 году возвращено буддийской
общине, и в нём возобновились богослужения. |