Его порой сравнивают со сказочной птицей феникс,
возродившейся почти из небытия. Сегодня комплекс Большого Стрельнинского
(Константиновского) дворца самое привлекательное и посещаемое место по
дороге в Петергоф.
Старинное новгородское село Стрельна, раскинувшееся по
берегам быстрой речки Стрельны, известно с 1501 года. Затем по
Столбовскому договору в 1617 году эти земли отошли к Швеции.
Стрельну, как и многие окрестные селения, удалось
вернуть лишь в результате Северной войны. Но ещё до окончательной победы
и подписания Ништадтского мира в 1721 году Пётр I не раз осматривал
южное побережье Финского залива. У него были грандиозные планы по
созданию парадной летней резиденции, в которых немалая роль отводилась и
Стрельне.
В 1716 году составление проекта Стрельнинского дворца
Пётр I поручил архитектору Ж.Б. Леблону. В основу проекта Леблона был
положен главный тезис Петра – подчеркнуть новый статус России как
морской державы. Этот статус требовал, по мысли Петра, создание пышной
резиденции. Здание Стрельнинского дворца должно было располагаться
на уступе, а перед ним планировался регулярный парк с тройной сетью
каналов. В марте 1717 года царь утвердил представленный Леблоном проект.
Началась подготовка территории, строительство дамбы, выходящей в залив.
В этот же период Леблон руководил работами по строительству дворца в
Петергофе, который строился «с большим поспешанием».
В самом начале 1719 года генерал-архитектор Леблон
внезапно умер. Первоначальный проект резиденции в Стрельне был передан
итальянцам. Сначала Читриани, а затем Николо Микетти. Под его
руководством в июне 1720 года и был заложен Большой Стрельнинский
дворец.
Строительство здания началось, но денег не хватало, так
как одновременно вкладывалось много средств в возведение Петергофской
резиденции. Там, в Петергофе, уже в августе 1721 года состоялся пробный
пуск фонтанов Большого каскада. После появления Петергофа Петр I явно
охладел к идее создания в Стрельне такого же «парадиза». В начале 1722
года недостроенный дворец Пётр подарил дочери Анне Петровне.
Вскоре архитектор Микетти под предлогом закупки
скульптурных украшений для строящегося дворца уехал в Италию, захватив с
собой все чертежи, и не вернулся.
Строительство царских дворцов, в том числе и Стрельнинского, поручают Михаилу Земцову.
В 1730 году последовал указ о временном прекращении,
говоря современным языком, консервации, строительства Большого дворца в
Стрельне.
Дворец стоял недостроенным. Только в 1747 году по указу
Елизаветы Петровны работы во дворце возобновились. Они велись под
руководством Варфоломея Варфоломеевича Растрелли. Было завершено
создание апартаментов, построена большая парадная лестница. А многие
помещения просто перестроены. Отделочные работы продолжались несколько
лет. Но затем императрица Елизавета Петровна приказала в огромных сухих
подвалах Стрельнинского двора устроить винные погреба. С 1755 года вновь
дворец был предан забвению.
В 1797 году император Павел I подарил Стрельну своему
сыну, великому князю Константину Павловичу. С этого времени началось
возрождение великокняжеской резиденции под руководством архитектора
Андрея Воронихина.
Дворец был готов к 1803 году. Но в декабре 1803 года
случился грандиозный пожар. Он уничтожил всю отделку дворца, удалось
спасти лишь незначительное количество картин и мебели. Через несколько
дней последовал указ императора Александра I восстановить дворец. Работы
были поручены архитектору Луиджи Ивановичу Руска.
Работы были выполнены в кратчайшие сроки: в июле 1804 года. Константин Павлович вновь поселился во дворце.
Интересно, что при Константине Павловиче дворец
продолжали именовать Большим Стрельнинским. Своим именем он обязан
другому Константину – сыну императора Николая I. К Константину
Николаевичу дворец перешёл после смерти дяди, Константина Павловича, в
1831 году.
Весной 1844 года наступил новый этап
реставрационно-восстановительных работ в Большом Стрельнинском дворце.
Работами во дворце руководил А.И. Штакеншнейдер. После завершения
ремонта дворец стал местом летнего пребывания великого князя Константина
Николаевича. С 1847 года за дворцом закрепилось название
Константиновский.
Великий князь Константин Николаевич был неординарной
личностью. Достаточно сказать, что он являлся председателем Русского
географического общества, командующим военно-морским флотом, возглавлял
Государственный совет. Именно он ввёл на флоте тельняшку. Приказ был
подписан 19 августа 1874 года, и этот день может считаться днем рождения
русской тельняшки. Слово произошло от соединения двух слов «тельная» и
«рубашка». До тельняшки матросы носили фланелевые, тиковые и холщовые
рубахи, застегивающиеся до горла. Тем же приказом от 1874 года были
введены чёрные фуражки без козырька с лентами. Среди матросов фуражки
без козырьков стали называть бескозырками.
После кончины Константина Николаевича дворец перешёл к
его супруге, а после её смерти – к младшему сыну Дмитрию
Константиновичу. Но с Константиновским дворцом связано имя ещё одного
Константина. Великий князь Константин Константинович, будущий знаменитый
поэт Серебряного века «К.Р.», родился в 1858 году в Константиновском
дворце в Стрельне. Он начал печататься, подписывая свои стихи инициалами
К.Р. (Константин Романов). В течение длительного времени читатели не
знали, что под этим криптонимом скрывается великий князь Константин
Романов. Значительная часть произведений Константина Константиновича
создана в Стрельне, которую он считал малой родиной. В восточной части
дворца его семья занимала девять комнат и летние месяцы проводила, как
правило, здесь. По его собственному признанию «… в Стрельне дышится
свободнее – вдали от большого двора, среди полной тишины и спокойствия.
Как я ни люблю Павловск… все же там чувствую стеснение…».
В 1919 году во дворце была организована трудовая коммуна
для детей многодетных семей и репрессированных. Позднее здесь
размещалась школа, затем клуб, санаторий для нервнобольных, а перед
самой войной – курсы усовершенствования командного состава
Военно-морского флота.
Дворец сильно пострадал во время Великой Отечественной
войны. В конце 1948 года было принято решение о восстановлении дворца
для размещения в нем Арктического училища.
В 1990 году Арктическое училище было закрыто и здание
Константиновского дворца освободилось. После этого дворец сдавался в
аренду различным коммерческим организациям и снова пришёл в полное
запустение.
Возрождение Константиновского дворца, превращение его в
государственный комплекс «Дворец Конгрессов» и новейшая история здания
произошли после принятия специального постановления правительства
Российской Федерации. На базе дворца к 300-летнему юбилею
Санкт-Петербурга, то есть к маю 2003 год, а была создана «морская
резиденция» президента Российской Федерации. |