Неповторимая Гатчина. Она и впрямь неповторима, ведь это
единственное место в России, где обитали нимфы. А как иначе можно
расценить то, что именно на балы в гатчинский дворец дамам не просто
рекомендовалось, а предписывалось надевать платья цвета… бедра
испуганной нимфы. Вероятно, с нимфами были знакомы все, и, возможно,
дружили, так как знали, какого те становились цвета, если их напугать.
В парковом и дворцовом ансамбле Гатчины на самом деле много уникального. Даже без нимф.
В Петровские времена Гатчина стала пригородом новой
русской столицы – Петербурга. Здесь построили загородную усадьбу – мызу,
которая принадлежала Петру I. Есть версия, что в 1708 году он подарил
её своей сестре Наталье Алексеевне.
После смерти Натальи Алексеевны Пётр I приписал
Гатчинскую мызу госпиталю, а потом её передали царской аптеке. В 1732
году мыза отошла в казну.
В 1734 году императрица Анна Иоанновна подарила
Гатчинскую мызу с приписанными к ней деревнями обер-шталмейстеру князю
Александру Борисовичу Куракину «в личное потомственное владение».
В 1765 году мызу с двадцатью окрестными деревнями и
мельницей купила Екатерина II и пожаловала графу Григорию Григорьевичу
Орлову. Обширные поместья вблизи Петербурга Орлов получил в
благодарность за участие в дворцовом перевороте 1762 года, в результате
которого Екатерина захватила престол. Кроме того, с 1762 года Орлов был
фаворитом императрицы. Григорий Орлов оценил этот роскошный подарок и писал:
«…поместье, где воздух здоров, вода удивительна, пригорки, окружающие
озера, образуют уголки, приятные для прогулок, и возбуждают к
мечтательности…»
Для строительства дворца в Гатчину был приглашён итальянский архитектор Антонио Ринальди.
Якобы Орлов заявил нанятому архитектору: «Не хочу как у
всех. Хочу по-другому!» И Ринальди, по мнению многих ценителей
архитектуры классицизма, превзошёл себя.
Для облицовки замка он использовал не мрамор, которым
было уже трудно удивить искушённых русских вельмож, а местный камень –
известняк «цвета туманного неба». Эффект оказался ошеломляющим.
Дворец был выстроен на западном берегу Серебряного
озера, отделённого от Белого озера узкой перемычкой – Длинным островом.
Эта территория получила название Остров Любви. Здесь стояли декоративные
скульптуры, устроены две террасы-балконы и находится деревянный
павильон Храм любви, или Павильон Венеры.
Расположив дворец на возвышенной части обширного луга,
плавно спускающегося к озеру, архитектор стремился выявить
главенствующее положение здания в ансамбле.
При Орлове в парке был устроен обширный зверинец, где содержались различные звери для охоты.
По последнему слову паркового искусства того времени создавался и Гатчинский парк.
Это был первый в истории русского паркостроения
пейзажный парк. Он выявлял достоинства свободной планировки, которая
приближала искусственно созданные пейзажи к естественной красоте
природы.
Императрица Екатерина II неоднократно посещала мызу, проявляя большой интерес к работам во дворце и в парке.
Украшением Гатчинской мызы были озёра, по берегам
которых рос густой хвойный лес. Чёрное, Белое и Серебряное озёра,
соединённые протоками, образовали единую водную систему.
После смерти Орлова в 1783 году замок со всем
имуществом, садом и землями Екатерина II выкупила у его наследников и
подарила Гатчину своему сыну, наследнику престола, Павлу Петровичу.
Павел I называл мызу «Милое Гатчино».
Павел Петрович владел Гатчиной почти восемнадцать лет.
По мысли Павла, Гатчина должна была стать образцовым городом Российской
империи. Он осуществил коренные преобразования в своей любимой
резиденции. При нём был перестроен дворец. Теперь в нём появились новые
парадные и личные интерьеры императорской семьи.
В парке были разбиты участки с регулярной планировкой:
Собственный и Голландские сады, Лабиринт, Сильвия. Название Сильвия
получила северо-западная часть дворцового парка. Считается, что Павел I
пожелал воспроизвести там черты планировки и облика парка в Шантильи.
Сильвия создавалась в 1792–1800 годы, именно тогда здесь были высажены
тысячи деревьев, проложены парковые аллеи и дорога в Большой Зверинец.
«Малый», павловский, двор проводил в Гатчине весенние и
осенние месяцы. В окрестностях и на озерах устраивались армейские
манёвры, на плацу перед дворцом – смотры и парады.
Приняв императорский титул, Павел I присвоил Гатчине
статус города 11 ноября 1796 года. С этого времени Гатчина стала личной
резиденцией российских императоров. Отныне дворец и город постоянно были
в центре общественной жизни страны.
Императрица Мария Фёдоровна, жена Павла I, владела
Гатчиной после убийства императора с 1801 по 1828 год. В это время во
дворце были проведены ремонтные работы, которыми руководил А.Н.
Воронихин.
При Николае I, следующем владельце Гатчины, был
существенно перестроен дворец и даже город. В 1844 году архитектор Роман
Иванович Кузьмин начал перестройку Кухонного и Арсенального каре
дворца, Бастионной стены, ремонт центрального корпуса. С этого времени
общественная и светская жизнь двора переместилась в Арсенальное каре, а
залы XVIII века использовались лишь в особо торжественных случаях.
В 1851 году на плацу перед дворцом состоялось торжественное открытие памятника Павлу I.
В 1854 году началось железнодорожное сообщение между Петербургом и Гатчиной.
В период правления Александра II Гатчина стала местом
проведения императорской охоты. Для этого была выстроена Егерская
слобода и проведены большие мелиоративные работы в Зверинце.
Император Александр III после гибели отца, стремясь
обезопасить семью и спокойно работать вдали от большого двора, проводил в
Гатчине большую часть года. Семья занимала маленькие уютные комнаты в
антресольном этаже Арсенального каре. Ежедневные рабочие и
дипломатические приёмы Александр III проводил в парадных залах третьего
этажа.
При Александре III в императорской резиденции появились
все достижения технического прогресса: электрическое освещение,
водопровод, канализация, телефонная сеть.
Императрица Мария Фёдоровна после смерти мужа Александра
III вплоть до революции не оставляла Гатчину без внимания. А её сын
Николай II, любивший Гатчину с юных лет, став императором, бывал в
Гатчине нечасто, приезжая в основном на полковые праздники расположенных
в городе военных частей.
В 1918 году дворец стал государственным музеем.
Уже 9 сентября 1941 года Гатчина была оккупирована
немецкими войсками. При отступлении из Гатчины в 1944 году нацисты
сожгли дворец.
Восстановление Гатчины шло очень медленно. Лишь в 1976
году началась комплексная научная реставрация. В мае 1985 года были
открыты три зала парадной анфилады. В настоящее время во дворце
восстановлена вся анфилада парадных залов XVIII века. |