Терракотово-красный цвет и мавританский стиль этого здания невольно напоминают о песках пустынь, пальмах и испепеляющем солнце.
Большая хоральная синагога – центр духовной жизни евреев
Санкт-Петербурга, – самая большая в России и вторая по величине в
Европе.
Первые евреи появились в Петербурге со времени основания
города, ещё при Петре I. Стоит вспомнить вице-канцлера Петра Шафирова,
первого генерал-полицмейстера столицы Антона Дивьера, шута Петра I Яна
д’Акосту. Некрещеные евреи могли появляться в столице только по делам и
на непродолжительное время. Это были поставщики двора, финансисты,
торговые и финансовые посредники.
Хотя по распоряжению Екатерины I евреям было запрещено
жить не только в Петербурге, но и в России вообще, евреи всё же
приезжали в столицу на непродолжительное время.
Во время царствования Анны Иоанновны был подписан ещё более суровый указ о высылке евреев даже из Малороссии.
Положение евреев в Петербурге несколько улучшилось в
правление Екатерины II. В годы её царствования еврейское население
Петербурга вырастает до пяти тысяч человек. Хотя по-прежнему действовал
указ о запрете евреям приезжать в столицу.
После раздела Польши Россия получает значительные земли,
населённые поляками, литовцами, белорусами, украинцами и евреями. После
этого евреи стали частыми гостями в Петербурге, с этого же времени
начала формироваться первая еврейская община в Петербурге, главным
представителем которой был крупный предприниматель Абрам Перетц.
В 1802 году евреи купили у лютеранской общины часть
земли на Волковом кладбище под еврейские захоронения. С этого момента
началась официальная история еврейской общины в Петербурге. После Александра I, при Николае I, число евреев, проживавших в столице, было минимальным.
После вступления на престол Александра II некоторым
категориям евреев было предоставлено право постоянного жительства по
всей стране: купцам первой гильдии, лицам, получившим высшее
образование, ремесленникам многих специальностей, солдатам, отслужившим
полный срок в русской армии, студентам.
Александр II разрешил евреям (отставным солдатам,
купцам, обладателям учёных степеней и дипломов о высшем образовании)
проживать вне черты оседлости, в том числе и в Петербурге. Это право
было дано и членам их семей, а также особо оговоренному числу
приказчиков и слуг. Евреи также получили право приглашать раввинов из
других городов.
В середине XIX века община в Санкт-Петербурге
насчитывала около 10 тысяч человек. У неё было несколько небольших
молелен по всему городу, но для удовлетворения религиозных нужд этого
было недостаточно. Поэтому по инициативе общины было решено обратиться к
властям о разрешении на строительство синагоги.
1 сентября 1869 года было утверждено постановление
Кабинета министров о разрешении петербургским евреям построить синагогу.
Через полторы недели был избран комитет для постройки синагоги. Его
возглавил Гораций Гинцбург.
Но строительство никак не могло начаться. Дело в том,
что в течение десяти лет продолжался поиск места для строительства.
Наконец, в январе 1879 года еврейская община приобрела дом и участок
А.А. Ростовского на Большой Мастерской улице. В июле того же 1879 года
был объявлен конкурс проектов синагоги.
В мае 1883 года Александр III утвердил эскизный проект
будущей синагоги. Проект здания синагоги выполнили архитекторы Лев
Исакович Бахман и Иван Иванович Шапошников. В проекте принимали участие
Владимир Васильевич Стасов и Николай Леонтьевич Бенуа. Строительный
комитет возглавил А.А. Кауфман, непосредственно строительные работы шли
под руководством А.В. Малова и его помощников С.О. Клейна и Б.И.
Гиршовича.
Главным спонсором выступил первый председатель еврейской
общины города барон Гораций Гинцбург. Банкирский дом Гинцбургов был
основан в Петербурге в 1859 году и был одним из крупнейших банков
страны, который сотрудничал с Ротшильдами и другими еврейскими
финансистами Европы. Банкирский дом Гинцбургов финансировал
строительство и эксплуатацию многих железных дорог и учредил «Общество
распространения просвещения между евреями России».
Спонсировал строительство и известный меценат и банкир
Самуил Поляков. Кстати, на его деньги в Петербурге построили первое в
России студенческое общежитие, где бедные студенты получали бесплатно
жилье и еду.
В октябре 1886 года освятили Малую синагогу, в ней до открытия большого зала разместилась временная синагога.
В 1888 году завершилось строительство Большой синагоги.
Тем не менее работы по отделке интерьеров продолжались ещё в течение
пяти лет. Наконец, в декабре 1893 года состоялась торжественная
церемония освящения Большой синагоги.
Здание храма построено в традициях древнееврейского
зодчества. Его центр украшает ризалит и портал в виде арки с парными
колоннами. Боковые ризалиты меньше центрального. Здание венчает
сферический купол.
Вестибюль синагоги знаменит своей уникальной акустикой:
стоя в одном конце вестибюля лицом к стене, можно слышать слова,
произнесённые шёпотом, с противоположной стороны на расстоянии более
десяти метров. В центре вестибюля звук многократно усиливается.
Люстра в главном зале – оригинальная. После реставрации,
она вновь покрыта сусальным серебром. Изначально эта люстра была
газовой и уже впоследствии переоборудована в электрическую.
Ко времени завершения строительства, в 1893 году, уже
два года действовал закон о черте осёдлости. С 1891 года, когда была
установлена так называемая черта оседлости, евреям запрещалось селиться
вне пределов указанных земель (территории современных Украины,
Белоруссии, Литвы и Молдавии). Для того чтобы выехать за черту
оседлости, достаточно было креститься, однако желающих сменить веру было
немного.
Ограничения в праве жительства отразились на социальной
структуре еврейской общины столицы. В Петербурге жили в основном евреи с
высшим образованием или высокой квалификацией: дантисты, провизоры,
адвокаты, журналисты, литераторы.
Правда, особые права были дарованы купцам первой гильдии, промышленникам и магнатам.
После постройки синагоги по постановлению Комитета
министров были закрыты все молельни в городе. Это привело к трудностям
для отправления обрядов, так как здание не могло вместить всех в нём
нуждающихся.
В 1909 году был построен каменный забор вдоль участка
синагоги вместо старого и ветхого деревянного. В начале XX века перед
зданием появилось ограждение из гранитных блоков с металлической
оградой.
В 1929 году вышло постановление о закрытии еврейской
религиозной общины. А на следующий год решением была закрыта и синагога.
После жалобы евреев в высший законодательный орган страны того времени
ВЦИК 1 июня 1930 года синагога была открыта вновь.
В наши дни Большая хоральная синагога, рассчитанная на
1200 мест, остаётся одной из крупнейших в Европе и сохраняет роль
еврейского культурного и общественного центра в Петербурге.
Большая хоральная синагога является ортодоксальной, это
означает, что во время молитвы мужчины и женщины должны находиться
раздельно, чтобы не отвлекать друг друга. Для женщин предназначена
специальная галерея на втором этаже. На балконе над женской галереей
располагается мужской хор.
В главном зале Большой хоральной синагоги молитвы
проводятся только по субботам и праздникам. Ежедневные молитвы проходят в
Малой синагоге. Совершение общей молитвы возможно только в присутствии
миньяна – количество мужчин не должно быть меньше десяти. Субботняя
молитва завершается традиционной трапезой, на которую приглашаются все
пришедшие на молитву.
В синагоге хранятся свитки Торы, которые пишутся на
пергаменте одним человеком в течение нескольких месяцев вручную без
единой помарки, иначе она переписывается заново. |