Удивительно расположение этого дворца. На Невский
проспект, главную магистраль города, Аничков дворец выходит не фасадом,
как большинство зданий, а боковой стеной. Это связано с тем, что в XVIII
веке Невская «першпектива» ещё не была главной улицей города: более
важную роль в то время играли реки, к набережным которых старались
обращать фасады домов. По такому принципу возводился и Аничков дворец,
чей центральный вход расположен напротив реки Фонтанки.
Но самое интересное – судьба этого дворца. Более двух
веков он передавался в качестве подарка: в восемнадцатом веке
императрицы дарили его своим фаворитам, с начала девятнадцатого века он
становится собственностью семьи Романовых, и особы царской фамилии будут
получать его на свадьбы, в качестве свадебного подарка.
Последними в XX столетии этот дворец получили мальчишки и девчонки.
С 1724 года участком, на котором впоследствии
расположился Аничков дворец, владел Антон Мануиллович Девиер. Был женат
на сестре А.Д. Меншикова (несмотря на активное противодействие
последнего) Анне Даниловне. В 1727 году Антон Мануиллович был арестован и
выслан в Сибирь, так как выступил против намерений А.Д. Меншикова
выдать свою дочь Марию за наследника престола Петра Алексеевича. Его
участок конфисковали. Позднее на этом участке находился двор
лесоторговца купца Дмитрия Лукьянова.
В августе 1739 года «Комиссией о Петербургском строении»
для благоустройства Невской перспективы было предложено застроить её
каменными домами. Это место можно было застроить самому купцу или
продать желающим. Участок располагался на окраине города, и для Дмитрия
Лукьянова каменное строительство было бы убыточным предприятием. Удача
подворачивается купцу, когда он продает землю Елизавете Петровне, дочери
Петра I.
Проект этого здания летом 1741 года разработал
архитектор Михаил Григорьевич Земцов. Спустя два года зодчий скончался,
дворец в дальнейшем строился под наблюдением других мастеров – сначала
Григория Дмитриевича Дмитриева, а потом Варфоломея Варфоломеевича
Растрелли, который занимался и отделкой дворцовых интерьеров.
Строительство завершилось лишь в 1754 году.
Дворец отличался от находившихся рядом построек не
только богато украшенным в стиле барокко фасадом, но и весьма
внушительными размерами. Он занял обширную территорию на берегу реки
Фонтанки, там, где она пересекает Невскую першпективу (ныне Невский
проспект), фасад дворца был обращен в сторону реки.
Как известно, в середине XVIII века именно по Фонтанке
проходила южная граница Петербурга. В створе Невской першпективы через
реку был переброшен мост, который служил въездными воротами в город.
Рядом с городской заставой находился полковой двор Преображенского
полка, который возглавлял подполковник М.О. Аничков. По его фамилии
получили название и мост, и расположенный рядом дворец. От Фонтанки в сторону главного фасада Аничкова дворца
был проложен канал, а само здание являлось ядром обширной усадьбы, в
состав которой входил регулярно спланированный сад. Территория сада
простиралась до Садовой улицы. Перед главным фасадом здания находился
парадный двор с бассейном. Канал, соединявший его с рекой, служил
въездом на территорию усадьбы. Берег украшали галереи – колоннады.
Императрица Елизавета Петровна подарила Аничков дворец
своему фавориту графу Алексею Григорьевичу Разумовскому. Как правило, в
Аничковом дворце давали «вольные маскарады». Императрица приходила туда
обычно в седьмом часу, она прогуливалась, говорила с некоторыми знатными
особами, садилась к игре. Во время всего маскарада раздавались всем
желающим напитки, закуски и прочее. По рассказам современников,
«государыня кушала немало и каждое блюдо запивала глотком сладкого вина.
Она в особенности любила токайское вино».
Екатерина II пожаловала Аничков дворец князю Григорию
Александровичу Потёмкину. После этого Иван Егорович Старов перестроил
дворец, освободив его фасады от сложной барочной декорации, заменив её
более строгой отделкой, отвечавшей вкусам нового стиля – классицизма.
Старов заменил «луковичные» купола флигелей плоскими, а
центральный фасад сделал треугольным. Однако и в таком виде дворец
просуществовал недолго: в начале XIX века на его территории размещаются
торговые ряды. В это время архитектор Джакомо Кваренги пристраивает к
зданию дворца два открытых корпуса с арками и колоннами. Ещё позже
Аничков дворец занял Кабинет его императорского величества. В ведении
этого учреждения находилось имущество императорского двора.
Архитектор Луиджи Иванович Руска оформил интерьеры
дворца в стиле классицизма, в больших помещениях были установлены
ионические колонны. Два зала дворца – белый и жёлтоколонный –
сохранились до наших дней почти без изменений.
Ещё через несколько лет известный архитектор Карл
Иванович Росси пристроил к дворцу небольшой Сервизный корпус, а в
дворцовом саду возвёл два одноэтажных павильона. Площадь сада, который
Росси обнёс высокой оградой, заметно сократилась. Росси заново оформил
домовую церковь Аничкова дворца, в которой был установлен новый
иконостас. Церковь была устроена в верхнем этаже северного бокового
флигеля и освящена во имя святого князя Александра Невского. Интересно,
что стены этой церкви расписывали выдающиеся художники того времени – Б.
Медичи и Ф. Торричелли.
Во времена Александра I здесь разместились апартаменты
великой княжны Елены Павловны, сестры императора. Во дворце проходили
замечательные балы и маскарады, которые отличала особая пышность.
Затем дворец перешёл в собственность великого князя
Николая Павловича, будущего императора Николая I. После его вступления
на российский престол Аничков дворец начал официально называться
«Собственным Его Императорского Величества дворцом». Но став
императором, Николай Павлович предпочитал проводить больше времени в
Аничковом. Здесь он устраивал домашние праздники, здесь воспитывались и
росли его дети. Здесь же по традиции проводились балы. Они устраивались
для тесного круга приглашённых, близких ко двору. На этих балах бывал
Александр Сергеевич Пушкин со своей красавицей-женой Натальей
Николаевной.
Аничков дворец оставался царской резиденцией до конца
XIX века. Особенно его любил Александр III. Ему не нравился Зимний
дворец, и он старался проводить как можно больше времени в Аничковом. По
сути, император Александр III сделал дворец своей резиденцией.
При Александре III произошла ещё одна внутренняя
перепланировка, порученная архитектору М.Е. Месмахеру. Перепланировка
была вызвана необходимостью разместить в залах Аничкова дворца
императорскую коллекцию живописи.
После смерти Александра III в Аничковом дворце некоторое время жила его вдова императрица Мария Фёдоровна.
После революции во дворце был открыт Музей старого
Петербурга, а спустя пятнадцать лет решено было превратить его во Дворец
пионеров. В залах Аничкова дворца провели ремонт, уничтоживший большую
часть его отделки; в помещениях домовой церкви разместился кинозал. В
1930-х годах во дворце были оформлены две «комнаты сказок», расписанные
палехскими мастерами по мотивам произведений А.С. Пушкина и М. Горького.
В перестроечную эпоху Дворец пионеров стал называться
Дворцом творчества юных, но в целом его предназначение – быть местом
детского досуга – осталось прежним. |