Этот памятник городской усадебной культуры
Москвы уникален не только своей архитектурой и своей историей. За более
чем три века существования он был связан с именами выдающихся деятелей
Российского государства, среди которых Петр I и Екатерина II, род
Лопухиных и знаменитый зодчий Матвей Фёдорович Казаков, графы Протасовы,
князья Бахметьевы и другие люди, игравшие в жизни России значительную
роль.
Усадьба Лопухиных, памятник архитектуры
XVII–XIX веков, находится на территории одного из старейших урочищ
Белого города Москвы – Чертолье.
С XVI века в этой местности располагалась
Ржевская чёрная сотня, населённая торговцами и ремесленниками. Наиболее
интенсивным изменениям эта часть города подверглась в конце XVII –
первой половине XVIII века, когда в хорошо защищённом каменной стеной
Белого города районе старой Москвы стало селиться дворянство,
выдвинувшееся при Петре I. Здесь образовались крупные барские городские
усадьбы, застроенные жилыми каменными палатами и службами.
За три с лишним века своего существования усадьба многократно перестраивалась, меняя свой облик и назначение. В основе существующего здания лежит
постройка, возведенная около 1689 года Фёдором Авраамовичем Лопухиным.
Фёдор Авраамович был отцом первой жены царя Петра I, Евдокии Федоровны.
Земля в Чертолье была подарена Лопухиным царем.
Когда его дочь Евдокия в 1688 году стала
царской невестой, она получила боярство. В это же время, очевидно, был
выстроен боярский дом или перестроен из более раннего. Археологические
раскопки ХХвека свидетельствуют о том, что в XVII веке на территории,
где был возведён дом Лопухиных, работала мастерская, занимавшаяся
плавкой цветных металлов, а неподалеку находилась богатая постройка.
Сразу после постройки дома Фёдором Авраамовичем Лопухиным за строением и закрепилось название Усадьба Лопухиных.
После казни в декабре 1718 года брата
Евдокии Лопухиной, Авраама Фёдоровича, осужденного по розыскному делу
царевича Алексея, усадьба была конфискована в казну. В усадьбе содержали
пленных шведских офицеров и генералов. Затем Пётр I передал усадьбу
голландскому коммерсанту Ивану Тамесу. Предприимчивый голландец
разместил здесь один из филиалов своей полотняной фабрики.
В 1727 году новый российский император
Петр II освободил из заключения первую жену Петра I и свою бабушку
Евдокию Фёдоровну Лопухину. Пётр I в своё время сослал её в Суздаль, а в
1698 году она была пострижена в монахини. После процесса царевича
Алексея, состоявшего в тайной переписке со своей матерью, Евдокию
Фёдоровну в 1718 году направили в Ладожский Успенский монастырь, а в
1725 году заточили в Шлиссельбургской крепости.
По указу её внука, Петра II, Евдокию
перевели из Шлиссельбургской крепости в московский Новодевичий
монастырь, где ей оказывали царские почести. На её содержание было
определено 4500 рублей в год.
В январе 1728 года император Пётр II со
своим двором выехал из Петербурга в первопрестольную, которая вновь
стала столицей Российского государства. Вслед за царским двором
переехали в Москву и все высшие государственные учреждения. Под страхом
«нещадного» наказания кнутом запрещено поднимать разговор о возвращении
столицы в Петербург. По приезде Петра II в Москву сумма содержания
Евдокии Лопухиной была увеличена до 60 тысяч рублей ежегодно, и
император проявлял к ней знаки уважения. Усадьба Лопухиных была
возвращена оставшимся в живых родственникам.
Изменения в жизни усадьбы вновь произошли
во времена правления императрицы Екатерины II. В 1774 году усадьба
Лопухиных вошла в состав Пречистенского дворца.
Он был построен в сентябре – декабре 1774
года на Волхонке по приказу Екатерины II в честь празднования
Кючук-Кайнарджийского мира, заключенного с Турцией. Возведение дворца,
вместившего в себя Тронный зал и другие парадные помещения, было
поручено Матвею Фёдоровичу Казакову. В усадьбе Лопухиных, связанной
переходами с другими частями дворца, размещались высшие придворные лица.
К этому времени относится самый ранний из известных планов усадьбы.
В 1775 году Екатерина поселилась в этом
дворце, являвшемся, по её словам, «торжеством путаницы». Она
возмущалась: «Прошло часа два, прежде чем я узнала дорогу к себе в
кабинет». А в кабинете ей приходилось сидеть «между тремя дверями и
тремя окнами», потому что весь дворец состоял из дверей: «Я в жизнь мою
столько не видала их», – восклицала Екатерина. Весь 1775 год Екатерина
II провела в Москве. И почти все время, за исключением летних месяцев в
Коломенском, жила в Пречистенском дворце.
Когда последний из Лопухиных покинул
усадьбу, неизвестно. Но в 1792 году среди списков домовладельцев
Лопухины в этом квартале уже не упоминаются.
В 1802 году дом-усадьба принадлежал
вдовствующей действительной тайной советнице графине Протасовой Варваре
Алексеевне. В то время к восточному фасаду Главного дома был пристроен
портик с колоннами на фронтоне, который украсил фамильный герб
Протасовых.
В 1830–х годах дом у Протасовых снимал
генерал-майор Дмитрий Николаевич Бологовский, участник войны 1812 года,
побывавший в сражениях при Бородине и Лейпциге. Он был давним знакомым
отца и дяди Александра Сергеевича Пушкина. Не исключено, что сам поэт,
также знавший Бологовского, бывал здесь. Затем Бологовский был назначен
членом комиссии по построению в Москве храма Христа Спасителя, принимал
деятельное участие в борьбе с появившейся в Москве холерой.
В 1850 году усадьба перешла к Анне Петровне Бахметьевой, урождённой графине Толстой.
Следующим хозяином усадьбы был князь
Александр Дмитриевич Оболенский. Он получил её в наследство от своей
тетушки Анны Петровны Бахметьевой, не имевшей детей.
С 1891 года хозяйкой усадьбы была фрейлина
государыни императрицы Мария Михайловна Петрово-Соловово. Мария
Михайловна была племянницей драматурга Александра Васильевича
Сухово-Кобылина.
После 1917 года усадьба Лопухиных
использовалась под жилые и административные нужды. В 1920–х годах в ней
располагался филиал музея Маркса – Энгельса, а затем жилые коммунальные
квартиры. С 1965 года здесь размещался один из трестов Министерства
тяжёлого машиностроения.
В конце 1989 года здание старинной усадьбы Лопухиных было предоставлено для создания Центра-Музея имени Н.К. Рериха.
В 1995–1997 годах была проведена полная
реставрация фасадов главного дома. Тогда же в соответствии с архивными
чертежами возведён тамбур главного входа и юго-западное крыльцо. Тогда
же усадьба вновь обрела свою ограду. К 1999 году была полностью
восстановлена историческая анфиладная планировка второго этажа,
сложившаяся в 70–е годы XVIII века. В интерьерах воссозданы печи,
дубовые паркетные полы, мраморный со вставками из лазурита камин с
зеркалом, а в Мемориальном зале – колонны из искусственного мрамора и
парадное зеркало в позолоченной раме. Мемориальный и Каминный залы
украсили хрустальные люстры, выполненные по образцам XVIII века.
Четвёртый век жизни усадьбы, давно уже
ставшей памятником истории и культуры Москвы, вновь наполнен событиями,
которые, несомненно, пополнят историю этого удивительного дома
интересными фактами. |