Регулярный парк усадьбы Кусково – один из
самых древних парков Москвы. И парк, и сама усадьба, наверное, одни из
самых любимых как у москвичей, так и у гостей. Возможно, потому, что
изначально Кусково задумывалось не как хозяйственная усадьба, а как
«увеселительное» место, где все предназначено для «приятного
препровождения времени». Для этих целей были выстроены дворец, парк,
парковые павильоны и беседки, оранжерея и кунсткамера, зверинец и
охотничий домик. На кусковском пруду существовала даже небольшая
флотилия гребных судов.
Впервые Кусково упоминается в самом конце
XVI века и уже как владение Шереметевых. В 1623–1624 годах, при царе
Михаиле Фёдоровиче, здесь стояли деревянная церковь, боярский двор,
дворы крепостных людей. Во владении Шереметевых Кусково оставалось более
трёхсот лет, вплоть до 1917 года, – случай в истории усадеб довольно
редкий.
Родоначальником графов Шереметевых был фельдмаршал Борис Петрович Шереметев.
Графский титул ему пожаловал Пётр I за
усмирение Астраханского стрелецкого бунта в 1706 году. Борис Петрович
участвовал в Северной войне и за первую победу, одержанную над шведами
после поражения русских под Нарвой, был произведён в фельдмаршалы.
Царь Пётр не скупился на награды, щедро одаривая Шереметева землей и крестьянами.
Когда же шестидесятилетний фельдмаршал и
первый граф России собрался уйти в отставку и постричься в монахи в
Киево-Печерской лавре, Пётр сосватал ему двадцатипятилетнюю вдову своего
дяди Льва Кирилловича Нарышкина – Анну Петровну Салтыкову.
Вместе с Анной Петровной фельдмаршал был
отправлен в Прусский поход. Поход был неудачным с точки зрения военной
стратегии, но весьма плодотворным для новобрачных. Они одного за другим
произвёли на свет пятерых детей. Старший из них, Пётр Борисович
Шереметев, в шестилетнем возрасте, после смерти отца, унаследовал
огромное состояние.
Пётр Борисович, в отличие от отца, не
отличался призванием к военному делу, зато числился камергером во дворе,
исправно получал чины и приумножал своё богатство. Он женился в
тридцать лет на самой богатой невесте страны – княжне Варваре
Алексеевне, единственной дочери канцлера Российской империи князя
Алексея Михайловича Черкасского. Тем самым объединились два огромных
состояния, и Шереметев стал счастливым обладателем 44 имений в 28
губерниях России. Как не удивительно, но брак по расчёту принёс Петру
Борисовичу и счастье в семейной жизни.
После свадьбы граф с супругой поселились в
Петербурге, в особняке на Фонтанке, 34, в так называемом Фонтанном
доме. Однако Пётра Борисовича тянуло в Москву: он задумывает перестройку
своей подмосковной усадьбы Кусково, благо, вместе с приданым жены он
присоединил к Кускову соседние земли Вешняки и Выхино.
Имение состояло из трёх частей: запрудной
со зверинцем, французского регулярного парка с основным архитектурным
ансамблем и английского парка «Гай». Главным сооружением в имении
Шереметева был Дворец, или, как тогда его называли, Большой дом. Здесь
Пётр Борисович устраивал парадные приемы.
Первоначально проект дворца был заказан
французскому архитектору Шарлю де Вальи, но чертежи из Парижа запоздали,
поэтому постройка была поручена московскому архитектору Карлу Ивановичу
Бланку. Согласно чертежам де Вальи после внесли некоторые дополнения.
Пологие пандусы дворца, украшенные
фигурами сфинксов, предназначались для того, чтобы кареты со знатными
гостями могли подъезжать к самому входу во дворец.
Над входом в треугольном фронтоне – фамильный вензель Шереметевых.
Традиционные для XVIII века анфилады залов
включали в себя Гостиные, Карточный и Бильярдные залы, Столовую,
Парадную и Вседневную спальню, Библиотеку и так далее. Главным залом
считался Белый Танцевальный. Одна его сторона обращена в сад, другая –
полностью зеркальная.
Французский регулярный парк украшала
мраморная скульптура. Здесь были пруды и павильоны, несколько оранжерей,
зверинец, менажерия, то есть архитектурно оформленный дом с певчими
птицам, Зелёный театр. Существовало около пятидесяти разнообразных
экзотических павильонов и затей (например, стог сена или поленница дров
могли внутри оказаться комфортным павильоном), садовые лабиринты,
фонтаны, гроты, подъёмные мосты, карусели и много всего другого. После
смерти жены Пётр Борисович покинул дом на Фонтанке и окончательно
поселился в Кускове.
Вместе с сыном Николаем Пётр Борисович основал крепостной театр и собственную театральную школу для крепостных актёров.
С того времени праздники со спектаклями и
фейерверками стали обыкновением. Начиная с 1770 года и до самой смерти в
1788 году Шереметев устраивал грандиозные гулянья, на которые
приглашались все желающие. У дороги в имение стоял столб с надписью,
приглашавшей веселиться как кому угодно, в доме и в саду.
Но во время веселья строго следили за тем,
чтоб «гуляли смирно, и в саду ничего не ломали и не рвали, бесчинств,
ссор и драк не заводили».
Число гостей на таких празднествах
доходило до тридцати тысяч. Программы праздников включали в себя
театральные и народные представления, катание на лодках под пение хора,
фейерверки, дивертисменты, морские парады и карусели.
По четвергам и воскресеньям в трёх
усадебных театрах проходили бесплатные спектакли. В Кускове были не
только свои крепостные архитекторы и художники, как, например, семья
Аргуновых, но и свой драматург – Василий Вроблевский, свой композитор –
Степан Дегтярёв и знаменитые оперная и балетная труппы. А ведущими
солистками были крепостные актрисы Татьяна Гранатова и Прасковья
Жемчугова (Ковалёва). Та самая Жемчугова, которая стала в 1803 году
женой графа Николая Петровича Шереметева.
Одним из увлечений графа Петра Борисовича
было создание портретной галереи знаменитых современников, «государей и
владетельных особ». Большая часть этой коллекции портретной живописи по
сей день хранится в Кускове и насчитывает более 280 произведений русских
художников и иностранцев, работавших в России. Здесь можно увидеть
портреты Петра I работы немецкого живописца И.Г. Таннауэра, Екатерины II
кисти Фёдора Степановича Рокотова. Представлены портреты великого князя
Павла Петровича и великой княгини Марии Фёдоровны, созданные академиком
живописи Дмитрием Григорьевичем Левицким, а также изображения графа
Петра Борисовича Шереметева и его супруги Варвары Алексеевны кисти
итальянского художника Пьетро Ротари, портрет Прасковьи Жемчуговой
работы крепостного художника Николая Аргунова и много других
замечательных работ.
После того как завершилась эпоха
Екатерины, начался закат усадьбы Кусково. Интересы Николая Петровича
Шереметева переместились в усадьбу Останкино, где он сосредоточил лучшие
произведения искусства, часть из которых была перевезена из Кускова, и
создал лучший в России театр.
После смерти Николая Петровича владельцем
усадьбы становится Дмитрий Николаевич Шереметев, сын Николая Петровича и
Прасковьи Жемчуговой. В то время москвичи любили приезжать в Кусково,
чтобы устроить пикник, посмотреть театральное представление или поудить
рыбу, благо, удочки выдавались прямо на месте, и в пруду в большом
количестве водились караси.
После 1917 года имение было
национализировано. Сегодня в усадьбе Кусково расположены два музея:
единственный в России музей керамики и музей-усадьба «Кусково». |