Конечно, его называют и Данилов, и
Свято-Данилов, и Даниловский мужской монастырь. Но по вековой традиции
эту древнейшую монашескую обитель москвичи называли и называют Первый
монастырь Москвы.
Данилов мужской монастырь был основан в
1282 году князем Даниилом Московским («хозяином Москвы», как прозвали
его москвичи). «Церкве Христовы похвало высокая, града Москвы стено
необоримая, державы Российския Божественное утверждение…» – так
обращается в своих молитвах Русская церковь к святому благоверному князю
Даниилу, почитая его как устроителя, создателя и небесного покровителя
не только основанной им обители и града, в котором он княжил в своём
далеком XIII веке, но и всей державы Российской. И это так. Именно князь
Даниил заложил основание будущего величия Москвы, вокруг которой
объединились русские земли, что положило начало созданию единого
Русского государства. Князь Даниил стал родоначальником династии великих
князей московских, а затем и российских царей.
Даниил, сын князя Александра Невского,
получил в удел Москву в 1276 году. Он был первым князем, который разбил
монголо-татар. В летописи осталась запись, что Даниил ходил на Рязань и
разбил татар. И, что интересно, ему за это ничего не было.
Он заложил одну традицию: с конца XIII
века он принимал на московской земле всех, кто хотел жить и работать в
княжестве. Наделял землей. И эта традиция открытости Москвы осталась до
сего дня.
Москву от остальных более древних русских
городов отличало то, что в ней никогда не было вече, то есть городского
самоуправления. Ведь в Твери, в Великом Новгороде, во Владимире и
Суздале князьям приходилось считаться с народным вече. А в Москве
изначально складывались традиции самодержавия.
В 1300 году в Даниловом монастыре учреждена первая в Московском княжестве архимандрития. Здесь, в Даниловом монастыре, в марте 1303
года московский князь Даниил Александрович был похоронен. Его мощи,
обретённые во времена Алексея Михайловича Романова, были помещены в храм
во имя святых отцов семи Вселенских соборов.
Однако монастырь получил своё имя не по имени князя-основателя, а по имени его святого покровителя Даниила Столпника.
Монастырь был разорен во время татарского
набега на рубеже XIII–XIV веков. В 1330 году великий князь Иван Калита
перевёл братию монастыря в Кремль, в Спасо-Преображенский монастырь.
Строения Даниловской обители постепенно пришли в запустение. Из всех
построек оставалась церковь Даниила Столпника, а рядом сельцо
Даниловское.
В 1560 году Иван IV Васильевич Грозный
возобновляет обитель на месте монастырского некрополя. И Данилов
монастырь вскоре обрёл прежнее величие. В 1561 году был воздвигнут храм
во имя святых отцов семи Вселенских соборов. Это было уникальное
посвящение не только в Московском государстве, но во вселенском
православии. Московский митрополит Макарий освятил храм в том же 1561
году.
Тогда и были возведены каменные стены и башни монастыря.
В 1591 году войска крымского хана
Казы-Гирея подступили к Москве. У стен Данилова монастыря был устроен
русский «обоз» – укреплённый передвижной лагерь.
В 1606 году у Данилова монастыря произошло
сражение отрядов Ивана Исаевича Болотникова и Филиппа Ивановича Пашкова
с ратями царя Василия Ивановича Шуйского. Войска Болотникова двинулись
на Москву из Путивля. По пути Иван Исаевич Болотников рассылал «листы»,
адресованные холопам и городским низам, с призывом убивать своих господ,
«гостей» и всех «торговых людей» и переходить на сторону восставших. В
советской историографии восстание рассматривалось как крестьянская война
и ставилось в один ряд с восстаниями Степана Разина и Емельяна
Пугачева. У Болотникова и в самом деле было много крестьян, но дело в
том, что ударную силу его армии составляли не они, а дворяне,
выступавшие против Шуйского.
После того как в 1607 году был хитростью
захвачен Болотников, его сподвижника казацкого «царевича Петра» Илейку
Муромца, который выдавал себя з а сына царя Фёдора Ивановича, казнили при стечении народа близ Данилова монастыря.
Строения монастыря изрядно пострадали в 1610 году во время обстрела Тушинским вором Лжедмитрием II.
В царствование Михаила Фёдоровича монастырь был обнесён кирпичной стеной с семью башнями.
Ко времени Петра I в Даниловом монастыре насчитывалось 30 монахов.
Во время французского нашествия в 1812
году монастырь был разорён, хотя накануне вступления захватчиков в
Москву ризницу успели вывезти в Вологду, а казну в Троице-Сергиеву
лавру.
С середины XIX века должность настоятеля
монастыря совмещалась с должностью благочинного московских епархиальных
монастырей. С этого же времени в монастыре была устроена богадельня для
престарелых священнослужителей и их вдов.
В 1918 году монастырь был закрыт. Но
монастырская жизнь продолжалась явочным порядком, так как в монастыре
временно пребывали многие архиереи, назначенные патриархом Тихоном на
кафедры, но не получавшие разрешения властей отбыть к своим епархиям.
В 1929 году монастырская жизнь
завершилась. На основании специального постановления в монастыре был
организован приёмник-распределитель НКВД для детей репрессированных лиц.
Тогда же была разобрана колокольня Данилова монастыря. Колокола со
звонницы были спасены от переплавки американским промышленником и
дипломатом Чарльзом Крейном, который вывез их в США, и до 2007 года они
находились в Гарвардском университете.
В Даниловом монастыре известно место у стены, где были найдены останки множества детей. На этом месте построена часовня.
В 1983 году правительство СССР приняло
решение возвратить Данилов монастырь «для создания в нем и на
прилегающем участке Административного центра Московского Патриархата;
разрешено также строительство новых служебных помещений на этой
территории».
Во время реставрации и перестройки
монастыря с 1983 по 1987 год были открыты древнейшее в Москве славянское
поселение, которое датируется IX – Х веками, и следы кладбища XIII–XVI
веков.
И, конечно же, сразу после возвращения
обители Церкви началась реставрация уникальных храмов. Это и храм Святых
Отцов Семи Вселенских соборов, в котором сложилась уникальная для
московской архитектуры композиция – два верхних храма на одном нижнем, и
Троицкий собор, возведённый в строгих формах московского ампира, и
ярусная церковь-колокольня Симеона Столпника в стиле барокко, и
Настоятельские покои, и Братский корпус.
В память обо всех людях, похороненных в
земле Данилова монастыря, была построена и в мае 1988 года была освящена
часовня. Была возведена резиденция Священного Синода и патриарха с
храмом Всех Святых, в земле Российской просиявших, надкладезная часовня в
честь 1000–летия Крещения Руси и ряд других построек.
Сегодня, как и все современные монастыри в
России, Данилов монастырь по своему уставу – «общежительный», что
подразумевает общую молитву, труд и трапезу всей братии. Но Данилов
монастырь имеет статус ставропигии, то есть его настоятелем является
правящий епископ Москвы – патриарх Московский и всея Руси Кирилл. |