Оно разительно отличается от всех
предыдущих колец, опоясывающих столицу. И не только своей историей и
размерами. Оно впервые включило в свою территорию «страну неведомую».
Именно так, «страной неведомой», назвал Замоскворечье великий русский
драматург Александр Николаевич Островский в своих «Записках
замоскворецкого жителя».
Садовое кольцо, официально именуемое
кольцом «Б», – третье по счёту кольцо Москвы. Первоначально это
деревянный город, известный в истории Москвы также под названием
Скородом. Эта фортификационная система длиной более пятнадцати
километров и высотой около пяти метров была выстроена с 1591 по 1592
год, во время правления Фёдора I Ивановича, сына Ивана Грозного.
Руководил строительством Борис Фёдорович Годунов, брат жены Фёдора I
Ивановича.
Новым кольцом Москва хотела защититься от
опустошительных набегов крымско-ногайских орд. Набег стотысячных орд
крымского хана Казы II Гирея в 1591 году, который москвичи всё-таки
сумели отразить, заставил власть срочно решать вопрос безопасности. Вал,
построенный удивительно быстро, всего за год, москвичи называли
«Скородомом», хотя его официальное название – Деревянный.
Деревянным вал был назван потому, что
поверх земляной насыпи была выстроена дубовая стена высотой около пяти
метров. Вдоль стены были сооружены тридцать четыре выездные башни и
примерно сто глухих. Снаружи вдоль вала прорыли ров и заполнили его
водой. Скородом сыграл-таки свою роль в 1594 году, когда Казы II Гирей
предпринял очередной поход под Москву. В 1611 году деревянные укрепления
Скородома были полностью уничтожены пожаром. В это время в Москве было
правительство Седьмочисленных бояр, или Семибоярщина. Заниматься
восстановлением укреплений у бояр просто не было возможности. А
формально правивший в это время царь и великий князь московский
Владислав I Сигизмундович (Жигимонтович) за годы своего правления так и
не побывал не только в Москве, но и в самой России.
Впервые некоторые укрепления решили
восстановить уже при первом Романове, царе Михаиле Фёдоровиче, в 1618
году. Тогда в основном была осуществлена подсыпка вала.
Значительные работы по укреплению были
проведены в 1638–1641 годах. Тогда между Яузой и современной Крымской
площадью, впереди вала, возвели земляные бастионы. А вместо деревянных
Серпуховских и Калужских ворот были построены каменные башни-ворота.
При царе Алексее Михайловиче Романове
(Тишайшем) в 1659 году на Земляном валу были построены «острог» и
деревянные башни. Острогом тогда называлась деревянная стена из ряда
толстых заострённых бревен. Но главным укреплением остался земляной вал.
Поэтому и всё кольцо укреплений со второй четверти XVII века стало
называться Земляным валом, или Земляным городом, то есть крепостью. Это
название было присвоено и части города между современными Бульварным и
Садовым кольцами.
Со времени правления Софьи, то есть с 1683
года, у ворот на Земляном валу стали взимать пошлину с привозимых в
город на продажу дров, сена и других товаров.
Пётр I в 1722 году устроил по большим
дорогам заставы, на которых и стали собирать пошлинный сбор. Но после
его смерти взимание пошлин опять стали производить у ворот на Земляном
валу.
Только в июле 1727 года Верховный тайный
совет издал указ об отмене сбора у городских ворот «для пресечения со
стороны сборщиков воровства и притеснения», а сумму, которая получалась
от сбора, велел разложить на «питейные кабацкие продажи».
В XVIII веке Москва расширилась до бывших застав, и Земляной вал перестал играть роль укрепления.
В 1775 году, во времена правления
Екатерины II, было вдруг решено восстановить земляной вал в прежнем
виде. С 1782 по 1784 год часть его была восстановлена, но вскоре была
занята строениями.
Точку в существовании Земляного города
поставил пожар 1812 года. Именно тогда было решено вал снести, ров
засыпать и на всём их протяжении образовать вокруг Москвы улицу.
Интересно, что в 1816 году план улицы был
прислан в Москву из Петербурга. После сноса вала и засыпки рва
освобождалось пространство шириной более 60 м. Но в Москве посчитали,
что при тогдашнем состоянии транспорта такая ширина улицы была излишней.
После войны ни городские власти, ни сами домовладельцы не могли
позволить себе траты на замощение, освещение и очистку всей территории.
Поэтому под мостовую и тротуары отвели лишь двадцать-двадцать пять
метров. Остальную часть улицы, то есть по сути, около сорока метров,
отдали местным жителям. Но с условием, что напротив каждого двора будет
устроен сад с деревьями и цветами. И будет поставлена «приличная»
ограда. Все условия были выполнены уже через несколько лет.
Зелень садов с ранней весны до поздней
осени скрывала дома. Так что наименование этой кольцевой магистрали
Садовой было вполне закономерно.
Но тут возникала проблема. Более чем
15–километровая длина улицы. Нахождение в разных районах и полицейских
частях вызывало естественную путаницу. Тогда было принято решение
разделить улицу на двадцать отдельных улиц и площадей. Но, чтобы
принадлежность к Садовой «читалась», прибавлять к основному названию
Садовая местные названия. Так появилась Садово-Кудринская,
Садово-Триумфальная, Садово-Спасская, Садово-Сухаревская улицы.
В восточной и южной половине кольца, где
сады с деревьями были устроены позже, улица долго сохраняла, а частью
сохраняет и ныне названия валов: Земляной, Коровий, Зацепский, Крымский.
В западной же части кольца в 1820 году посреди улицы были устроены Зубовский и Смоленский бульвары.
Севернее бульваров для торговли были
оставлены площади Смоленско-Сенная и Смоленский рынок и плац для
Подновинского гулянья. Новинский бульвар на месте плаца появился только в
70–х годах XIX века.
В других местах Садовую улицу прерывали
такие торговые площади, как Угольная, Дровяная Серпуховская, Калужская,
Крымская, Зубовская.
В 1870–х по кольцу Садовой были проложены
пути для конки – трамваев на конной тяге. В 1912 году конку сменил
электрический трамвай. Маршрут назывался «Б», который в народе именовали
«букашкой».
В 1930–е годы, в соответствии с планом
перепланировки Москвы, Садовое кольцо было соединено и заасфальтировано.
В 1937 году для расширения проезжей части были снесены все сады. Через
Москву-реку были переброшены новые мосты – Крымский и Краснохолмский.
Тогда же трамваи линии «Б» сменили троллейбусы. К 1963 году было
полностью организовано кольцевое движение.
С 1960–х годов улицы постепенно превратились в проспекты. На них строились тоннели, развязки, эстакады и подземные переходы.
И с тех пор по ним бесконечным потоком
днём и ночью несутся машины. И, кажется, что уже ничто не напоминает о
былых временах. Разве что название кольца – Садовое. Но порой в
несмолкаемом шелесте колёс можно услышать и шелестящий трепет листвы
неповторимых московских садов. |