Петровский замок. Так с лёгкой руки
Александра Сергеевича Пушкина называли москвичи Петровский путевой
дворец. Поэт описал дворец в романе «Евгений Онегин», повествуя о
приезде Лариных в Москву.
Александр Сергеевич не зря окрестил дворец
Петровским замком. Мощные кирпичные стены с тосканскими башнями
действительно напоминают замок. И средневековую крепость, и русский
монастырь одновременно. Хотя, разумеется, никакого оборонительного
значения дворец не имел. Это был подъездной или путевой дворец русских
царей. Дорога из Петербурга в Москву была довольно утомительной. В этом
дворце цари со своей свитой отдыхали, ночевали, а на следующий день им
подавали раззолоченную парадную карету, и царь с конвоем, знаменами и
барабанным боем въезжал в Москву.
Одно время говорили, что здание построено в
«мавританском стиле». Но затем специалисты сошлись во мнении, что это
чисто казаковский стиль. То есть стиль московского архитектора Матвея
Фёдоровича Казакова. Зодчий объединил древнерусское узорочье или
наследие «нарышкинского барокко» с европейской готикой, краснокирпичные
стены с белокаменными деталями: пирамидками, пиноклями, вазонами,
шарами, валиками. Дворец, возведённый по указу Екатерины II в
1773–1782 годах на Тверском тракте, изначально назвали Петровским. А
название он получил от одноимённого сельца, которое стояло на земле,
принадлежавшей прежде Высокопетровскому монастырю.
Архитектор умело использовал сочетание
белого камня и красного кирпича, удачно расположил здание на местности.
Получилось легкое, почти ажурное строение, утопающее в зелени. Это
первая самостоятельная работа Матвея Фёдоровича Казакова, с которой он
блестяще справился. Выполненный по проекту молодого зодчего дворец сразу
же выдвинул его в ряды ведущих архитекторов России.
Дворец, окружённый крепостной стеной,
одноэтажными корпусами с башнями, уподоблялся самой Москве. Кружево
тёсаных белокаменных украшений, эффектно контрастирующее с фоном красных
кирпичных стен, придаёт облику здания большую живописность. В то же
время весь сложный комплекс построек Петровского дворца решён в чётком
гармоническом сочетании. Мощному объёму купола дворца ритмически
отвечают шесть величавых башен его ограды, обрамляющей парадный двор.
Путевым или Подъездным дворец стал по
своему прямому назначению. Все высочайшие особы, начиная с Екатерины II,
по пути из Петербурга делали здесь последнюю остановку с ночлегом,
чтобы отдохнуть после дальней дороги и привести себя в порядок перед
въездом в Москву.
Кроме того, согласно официальному
протоколу монархи принимали здесь депутации от города. Всё происходило
обычно на живописном трёхарочном крыльце со столбами-кубышками, а в
непогоду – в парадном зале. Поэтому Петровский дворец считался символом
московского хлебосольства.
Екатерина II остановилась во дворце в
первый раз только в 1787 году. И ей здесь понравилось. По преданию,
императрица отослала личную свиту и караул и осталась во дворце «под
охраной своего народа». Это привело к такому стечению народа, что чуть
было не послужило причиной смертельной давки.
Первым гостил в Путевом дворце перед
коронацией в Москве император Павел I. С той поры дворец стал постоянным
свидетелем официальных делегаций, прибывавших на церемонию коронования.
Приехав из Петербурга, императорская чета
занимала покои во дворце. А свита размещалась в боковых корпусах или
дворцовых флигелях, построенных в виде подковы. Так поступали Александр
I, Николай I, Александр II, Александр III, Николай II.
Принимал Путевой дворец и непрошеных
гостей. Именно в нём пережидал пожар, охвативший Москву, Наполеон.
Адъютант Наполеона вспоминал, что тот бежал из Кремля в Петровский
дворец, опасаясь взрыва здания Арсенала. К моменту его прибытия дворец
был полностью разграблен его доблестными французскими войсками.
Наполеону пришлось спать на шинели на подоконнике.
Покидая Москву, французы сожгли дворец.
Его восстановление продолжалось до середины 1830–х годов. Реконструкцией
дворца руководил архитектор Николай Александрович Шохин.
После восстановления во флигелях дворца
были устроены казённые квартиры. Одну такую квартиру занимало семейство
приятеля Михаила Юрьевича Лермонтова, к которым поэт приехал в гости.
Жизнь в Путевом дворце пришлась по душе Михаилу Юрьевичу: «Я здесь
принят был обществом по обыкновению очень хорошо, – и мне довольно
весело… От здешнего воздуха потолстел в два дни», – писал он своим
родственникам.
Красота дворца и окружающая его территория
привлекала москвичей. Позади дворца до сих пор находится сохранившаяся
часть Петровского парка. В этом парке прогуливались члены императорской
фамилии, устраивались дуэли. В XIX веке Петровский парк оставался
излюбленным местом как для дач, так и для увеселений. Жизнь здесь
особенно забурлила после того, как в 1836 году вышел новый указ
императора Николая I о раздаче земель от Тверской заставы до Петровского
парка для загородных дач. Дворцовое ведомство выдвигало только одно
требование: чтобы домики имели хороший архитектурный вид и стояли
фасадом на дорогу. Слово «дача» возникло ещё во времена Петра I, когда
он приказал выделить, то есть «дать», на Петергофской дороге земли для
застройки, чтобы облагородить и «правительственную трассу», и местность.
В Петровском парке строили особняки купцы,
промышленники и другие зажиточные москвичи. Они и принесли сюда свои
развлечения в виде ресторанов с цыганскими хорами и кутежами. Здесь
часто устраивались народные гулянья. Летом в Петровский парк ездили
линейки, зимой сани с кондуктором, а в 1899 году сюда отправился со
Страстной площади первый электрический трамвай.
Помимо гуляний и ресторанов, московскую
публику ещё притягивали театр и «воксал», на сцене которого музицировал
даже Ференц Лист. В конце XIX века полностью обветшавший «воксал»
снесли, а земли парка Дворцовое ведомство охотно сдавало под новую
дачную застройку. На дачах в Петровском жили многие другие деятели
литературы и искусства. Жили в Петровском парке и поэт Велимир
Хлебников, и композитор Сергей Васильевич Рахманинов, который, будучи
студентом консерватории, поправлялся здесь в доме своего отца после
тяжелой болезни.
В 1896 году, после трагедии на Ходынском
поле, именно здесь, в Петровском путевом дворце, император Николай II
принимал депутации от крестьян и дворян.
Смена эпох неоднократно отражалась на судьбе дворца. В Первую мировую войну в нём был госпиталь.
А после революции здесь, напротив
Ходынского аэродрома, устроили Музей красной авиации. Под куполом дворца
висели аэроплан и планеры, а в стеклянных шкафах стояли модели
летательных аппаратов. Путевой дворец стал тогда центром теоретических
занятий будущих авиаторов по воздухоплаванию и авиамоделизму.
А когда здесь разместилась Военно-воздушная академия имени Жуковского, доступ в старинный дворец закрыли. И, казалось, навсегда.
Но в 1997 году дворец перешёл в ведение администрации города Москвы.
С 1998 года начались реставрационные
работы. Десять лет шла полномасштабная реконструкция интерьеров. В
настоящее время Петровский путевой дворец – это Дом приёмов
Правительства Москвы.
Но залы дворца открыты и для посетителей.
|