Огромное трёхэтажное здание замкнуло с
северной стороны ансамбль Соборной площади. Это Патриаршие палаты.
Редкий и один из лучших памятников гражданского зодчества Москвы
середины XVII века.
В отличие от дворцовых построек
предшествующих столетий, состоящих из разнообъёмных, самостоятельно
стоящих зданий, Патриаршие палаты выстроены единым архитектурным блоком.
Патриаршие палаты были построены русскими
мастерами в 1653–1655 годах для патриарха Никона. Но история палат
началась много раньше.
По летописным данным, в первой половине XIV
века митрополит Пётр получил от великого князя московского Ивана Калиты
для своего двора в Кремле место севернее Успенского собора.
В 1450 году митрополит Иона возвёл на этом месте каменную церковь Ризположения и первую каменную палату в Кремле.
Во время московского пожара 1473 года двор выгорел, и митрополиту Геронтию пришлось отстраивать его заново.
Псковские мастера возвели для митрополита
новую церковь Ризположения в 1484–1485 годах. Она и сохраняется до сего
дня. Все последующие митрополиты, а с конца XVI века патриархи
обустраивали свои владения в Кремле, возводили деревянные и каменные
сооружения.
Патриарший двор сгорел в пожаре 1626 года.
Патриарх Филарет, отец Михаила Фёдоровича Романова и фактический
соправитель царя, восстановил Крестовую и Столовую палаты, срубил
деревянные кельи и церкви. В 1643 году начался новый этап строительных
работ, связанный с именем патриарха Иосифа. Под одной кровлей были
возведены Крестовая, Золотая, Келейная и Казенная палаты, а также ряд
подсобных помещений. Руководил работами Антипа Константинов, один из
строителей Теремного дворца.
Следующий этап в жизни патриаршего двора в
Кремле связан с именем патриарха Никона, который был возведён в сан
патриарха в 1652 году.
Осенью того же 1652 года начался разбор
старых палат, церкви Соловецких чудотворцев и строений на бывшем дворе
Бориса Годунова. Эту территорию Никон получил в дар от царя Алексея
Михайловича.
К концу 1655 года были выстроены новые
палаты и церковь, но ещё три года, вплоть до оставления Никоном кафедры в
июле 1658 года, шла отделка помещений.
Первый этаж дворца использовался для хозяйственных нужд и размещения приказов, на третьем – личные покои патриарха.
На втором этаже располагались парадные помещения. Главная среди них – Крестовая, или Мироваренная, палата.
Крестовая палата дворца – это парадный
приёмный зал патриарха Никона площадью 280 квадратных метров, перекрытый
единым сомкнутым сводом без опор, что было большим новшеством и
достижением русской архитектурной практики того времени. Крестовая
палата стала образцом для строительства трапезных крупных монастырей,
сыграла свою роль в утверждении красоты открытого пространства залов. В
этой палате патриарх Никон праздновал своё новоселье, на котором побывал
архиепископ Павел Алеппский и оставил восторженное описание.
В палате проходили заседания Священного собора, устраивались пиры в честь царя и иноземных гостей.
Парадные сени были своеобразной прихожей
патриаршего дома. Здесь встречали почётных гостей. Отсюда патриарх
следовал на Соборную площадь, в Успенский собор. Во время всех
торжественных приёмов и выходов в Парадных сенях находились служащие у
патриарха дьяки и дворяне.
Последующие патриархи в той или иной степени также достраивали, украшали и перестраивали дворец.
Новое здание Патриарших палат вошло в
древний ансамбль Соборной площади. И, видимо, не случайно его южный
фасад украсил аркатурный пояс, то есть ряд декоративных ложных арок на
фасаде. Этот пояс напоминает аркатуру Успенского и Благовещенского
соборов.
Церковь Двенадцати апостолов была личным,
домовым храмом русских патриархов. Древний иконостас церкви не
сохранился. Ныне существующий иконостас перенесён в храм в 1929 году из
Вознесенского собора Московского Кремля. Он датируется концом XVII –
началом XVIII столетия.
К 1673 году была заложена одна проездная
арка под церковью Двенадцати апостолов, а в самом конце XVII века над
зданием появился четвёртый этаж, от которого до наших дней сохранилась
так называемая Петровская палатка.
В 1721 году, после упразднения
патриаршества и учреждения Святейшего Синода, в здании палат
расположилась его Московская контора. Это повлекло за собой значительные
изменения в планировке, убранстве палат и их внешнем облике.
В 1918 году Патриаршие палаты как редчайший памятник архитектуры XVII века были переданы музею.
После длительного процесса их научной
реставрации зданию Патриарших палат в основных чертах возвращен
изначальный облик XVII столетия.
В 1967 году на втором этаже Патриарших палат была открыта первая постоянная экспозиция.
В витринах Парадных сеней, которые стали
экспозиционным залом музея, представлены культовые и бытовые вещи,
принадлежавшие главам русской церкви XVII века: патриархам Филарету,
Иосифу и Никону.
Особое место занимают личные вещи патриарха
Никона, в том числе саккос из двухпетельчатого итальянского аксамита,
домашний кафтан, сшитый из рытого, двоеморхого бархата итальянской
работы, серебряный посох и клобук из итальянской камки, украшенной
золотными нитями, драгоценными камнями и жемчугом.
В музейных витринах Крестовой палаты
представлены различные по назначению художественные изделия XVII века.
Это изделия из меди и олова работы русских и западноевропейских
мастеров, русская национальная посуда традиционных форм из драгоценных
металлов. Здесь и один из элементов убранства парадных и жилых покоев
русской знати – поставец.
В двух самостоятельных витринах расположены
ювелирные изделия и часы XVII века. Есть здесь и предметы парадного
царского выезда и охоты.
В витринах Трапезной Патриарших палат
демонстрируется коллекция художественного шитья России XVII века.
Коллекция отражает два основных направления: лицевое и орнаментальное
шитьё.
Лицевое шитьё представляют изделия
прославленных художественных мастерских: Царицыной, Годуновых,
Старицких. Среди изделий большой исторической и художественной ценности –
большие воздухи и пелены. Они украшали алтарные преграды или
подвешивались под иконы. Здесь же покровцы алтарных престолов и
жертвенников, судари и церковные сосуды, плащаницы, надгробные покровы
святых.
В отдельной витрине собраны редкие образцы
орнаментального шитья: бархатные поручи и оплечье, шёлковый с золотными
нитями платок, став для ножей и вилок и изящные женские туфельки.
В помещении церкви Двенадцати апостолов
сегодня располагается экспозиция икон XVII века, большая часть которых
вышла из мастерских Кремля или украшала кремлёвские соборы. В экспозиции
представлены иконы прославленных царских изографов конца XVII века:
икона «Фёдор Стратилат» Симона Ушакова, икона «Андрей Первозванный»
Фёдора Зубова, икона «Распятие с апостольскими страстями» Фёдора Рожнова
и другие. |