Небесно-голубые купола Спасо-Преображенского собора Новоспасского монастыря кажутся наполненными каким-то особенным светом.
Новоспасский монастырь стал первой
иноческой обителью города Москвы. Он был основан в XIII веке князем
Даниилом, сыном Александра Невского. Правда, именовалась обитель
Спасской и располагалась на месте, занимаемом теперь Свято-Даниловым
монастырём.
Когда в 1328 году сын Даниила Московского
Иван Калита стал великим князем, то он пожелал видеть монашескую обитель
вблизи своего дворца. По благословению митрополита Феогноста в 1330
году монастырь был перенесён на Кремлевский Боровицкий холм к
Преображенской церкви.
Заняв великокняжеский престол, Иван III
Васильевич решил кардинально изменить облик Кремля. Продиктовано это
было необходимостью – частые пожары, ветхость строений и теснота.
Главное – он хотел убрать монастырское кладбище из-под стен
великокняжеского дворца. В связи с этим Спасский монастырь решили
перенести. Для постройки монастыря князь выделил урочище Крутица,
Васильцев стан на берегу Москвы-реки, в пяти верстах от Кремля. По
своему новому местоположению монастырь получил название Спаса на Новом,
или Новоспасского.
Монастырь стал и важнейшим оборонительным
пунктом. В 1491 году началось строительство Спасо-Преображенской церкви.
В сентябре 1497 года она была освящена. Одновременно строили кельи,
трапезную, квасоварню, стены с башнями и бойницами и другие сооружения.
В начале XVII века, во времена
польско-литовской интервенции и Смутного времени, монастырь опустел и
начал разрушаться. Но при Михаиле Фёдоровиче Романове обитель попала под
царскую опеку. С помощью государевой казны приступили к серьезному
капитальному строительству. Первой постройкой в 1622 году стали каменные
братские кельи. Затем и монастырские стены заменили каменными, с пятью
сторожевыми башнями и шестой – воротной. В стенах и башнях прорезали
стрельницы для верхнего и подошвенного боя. Строил их известный каменных
дел мастер Фёдор Савельевич Конь. В те же годы – по одним данным, в 1640
году, а по другим, в 1645–1647 годах – подмастерье Гришка Копыла с
артелью разобрал «до подошвы» старый собор Спаса Преображения и выложил
новый. Новый собор – типичное сооружение раннего московского зодчества:
трёхъярусный с подклетом, расчлененный лопатками на три части по всем
четырём плоскостям стен, завершающихся закомарами. Своды перекрытий
опираются на четыре мощных столпа. Внутренние стены собора расписали
сценами на библейские темы и образами греческих мудрецов. В южной
галерее появились изображения родословной русских великих князей и царей
от Ольги до Фёдора Ивановича, лики Михаила и Алексея Романовых.
Расписывал собор в 1678 году Фёдор Зубов с живописцами Оружейной палаты.
В 1758 году, во времена правления
Елизаветы Петровны, в храме установили новый резной иконостас с древними
иконами, в том числе и «чудотворной иконой Нерукотворного Образа»,
доставленной сюда из города Хлынова (Вятки) в 1647 году. Тогда же, в
1758 году, началось строительство новой колокольни над восточными
воротами. Закончили возведение колокольни высотой семьдесят один метр
только во времена Екатерины II, в 1785 году.
Во времена Екатерины II рядом с собором
Спаса Преображения с его северо-западной стороны пристроили двухъярусную
Знаменскую церковь с погребом для усыпальницы графов Шереметевых и
князей Черкасских. В этой церкви среди надгробий Шереметевых находится
могила Прасковьи Ковалёвой-Жемчуговой-Шереметевой – знаменитой
крепостной актрисы, ставшей женой графа Николая Петровича Шереметева.
Ещё в 1673 году, во времена правления
Алексея Михайловича, одновременно с перестройкой церкви Николая
Чудотворца был возведён двухъярусный Покровский храм с приделами и
трапезной. С юго-западной стороны храм примыкал к собору Спаса. Сначала
храм использовали как тёплую церковь, а затем как трапезную. Поэтому при
нём устроили «хлебодарню».
В Новоспасском монастыре хоронили
представителей княжеских родов и духовенства. И бояр Романовых. В
монастыре погребли родителей первого царя из рода Романовых Михаила
Алексеевича – патриарха Филарета и инокиню Марфу. Традиция эта прошла
через долгие годы. В кремлевском Архангельском соборе обычно хоронили
царей и их жён (в послепетровскую эпоху – в Петропавловской крепости в
Петербурге), а близких родственников царей из династии Романовых
погребали в некрополе Новоспасского монастыря. Как ни странно, но внёс
свой «вклад» в создание усыпальницы Романовых и Лжедмитрий I. Желая
убедить народ и бояр в своей принадлежности к роду Рюриковичей, в 1606
году он повелел перевезти в Москву и захоронить в Новоспасском монастыре
останки сыновей боярина Никиты Романовича Юрьева-Захарьина, который во
времена правления царя Фёдора Ивановича выступал против возраставшего
влияния Бориса Годунова.
В XVII веке усыпальница
Романовых-Юрьевых-Захарьиных была обустроена в подклете собора Спаса
Преображения. Над входом в усыпальницу закрепили мозаичный образ Спаса
Нерукотворного.
Среди усыпальниц и склепов монастыря есть
один, с которым связана удивительная страница русской истории. Рядом с
главными воротами, справа, возвышается маленькая часовенка. Здесь
похоронена монахиня Досифея. Народная молва упорно утверждает, что под
этим именем скрывалась внебрачная дочь императрицы Елизаветы Петровны и
графа Разумовского княжна Тараканова. Та самая княжна, которую по указу
императрицы Екатерины II тайно выкрал из Италии Алексей Орлов.
Происхождение «княжны Таракановой» до настоящего момента достоверно
неизвестно, как и неизвестно, что всё-таки с ней случилось в России. По
одной из версий, она умерла в заключении от чахотки, по другой – погибла
в казематах Петропавловки во время наводнения. И вот ещё по одной –
скрывалась в первопрестольной под именем Досифеи.
Год от года монастырь креп. Под
монастырской стеной, обращенной к Москве-реке, было два копаных пруда, в
которых разводили рыбу. С южной стороны к монастырской стене примыкал
конюшенный двор, огороженный каменным забором с двумя маленькими
декоративными башенками по углам. Во дворе был фруктовый сад. Плодовые
деревья росли не только на территории двора, но и вокруг пруда и
богадельни. Сад был серьёзным подспорьем в монастырском хозяйстве, тем
более что в начале XIX века около него образовалась площадь для торговли
лесом, дровами и сеном, на которой продавалась садовая и огородная
продукция.
С приходом к власти большевиков в 1917
году монастырь был закрыт. В 1918 году в Новоспасском монастыре, в одном
из первых в Москве, был организован концентрационный лагерь для
политических и уголовных преступников.
После закрытия концлагеря в усыпальнице
Шереметевых оборудовали общежитие, а затем медвытрезвитель. Под жилье
были заняты почти все помещения бывшего монастыря и даже сторожевые
башни. В дальнейшем помещения передали различным учреждениям, а на
конюшенном дворе обосновалась мебельная фабрика.
Лишь в 1972 году монастырские здания и
сооружения как архитектурные памятники были взяты под охрану и началась
постепенная реставрация.
С 1991 года Новоспасский монастырь стал действующим монастырем и на голубых куполах его главного собора вновь засияли кресты. |