С ним связано много легенд и преданий. Но и
много подлинных историй. Сегодня, например, трудно представить, но
иконостас именно этой церкви был публично и показательно сожжён в 1939
году, а в 1945 году прихожане добились открытия отсыревшего и умирающего
храма. И возродили его.
История храма Всех Святых в селе
Всехсвятском началась, когда село носило имя Святые Отцы. По легенде,
здесь около 1398 года был основан мужской монастырь с соборным храмом, а
отшельники жили в окрестном лесу в хижинах. Село Святые Отцы
упоминается в конце XV века в духовной грамоте князя Ивана Юрьевича
Патрикеева, двоюродного брата великого князя московского Ивана III,
согласно которой он передавал это село с другими угодьями своему сыну.
Одни историки согласны с тем, что здесь
действительно до XV века стоял монастырь с храмом в честь Всех Святых,
другие считают, что собор монастыря был освящен в честь VII Вселенского
собора Святых Отцов, отчего и произошло название села. На VII Вселенском
соборе, проходившем в Никее, голос иконоборцев был заглушён волей
большинства. То есть тот собор утвердил иконопочитание.
Был здесь монастырь или не был, но храм,
правда уже приходской, упоминается в XVI веке. В 1608 году село занимал
Лжедмитрий II. По преданию, перед бегством он зарыл в селе все свои
сокровища. В конце XVII века село вместе с храмом
перешло главе приказа Большой казны, боярину Ивану Михайловичу
Милославскому. Иван Михайлович был одним из участников стрелецкого бунта
1682 года и после бунта был лишён управления приказами и удалился в
свою вотчину у Святых Отцов. Здесь он скрывался от преследований
политических недругов и благоустраивал своё владение. Известно, что в
1683 году по указу Ивана Михайловича церковь была перестроена в камне. И
именно по церкви село Святые Отцы было названо Всехсвятским. В 1685
году он умер, к счастью для себя не дожив до нового стрелецкого бунта
1689 года.
Единственная дочь Ивана Михайловича
Милославского Федосья Ивановна вышла замуж за грузинского царевича
Александра Арчиловича, давнего друга царя Петра, и село Всехсвятское
перешло к нему как приданое жены. После смерти Федосьи Ивановны Пётр I
именным указом пожаловал село в полную собственность вдовца. Ещё в 1699
году в Москву прибыл сам грузинский царь Арчил II с женой и свитой и
поселился во Всехсвятском. Приход грузин в Москву было не началом, а,
скорее, результатом дружественных отношений Грузии с Россией, когда
Грузия терпела бедствия от своих воинственных иноверных соседей, прежде
всего от Османской империи, и просила у православной России защиты и
помощи. Так в селе Всехсвятское образовалась колония грузин, а само село
попало на страницы истории многовековых взаимоотношений России и
Грузии. Позднее началась новая волна грузинских августейших иммигрантов.
В Москву приехал царь Вахтанг IV с семьей, духовенством и
многочисленной свитой. Грузинский правитель тоже отправился во
Всехсвятское. Поскольку численность грузинской колонии в Москве
оказалась очень высока – несколько тысяч человек, – ей были отведены и
земли на Пресне, в районе нынешних Грузинских улиц и Тишинки. Так в
старой Москве образовалось два главных грузинских поселения: древнейшее
находилось во Всехсвятском, второе – на Пресне.
Царевич Александр Арчилович, у которого во
Всехсвятском не раз гостил Пётр I, попал во время Северной войны в плен
и умер в Стокгольме в 1711 году, не оставив потомства. Всехсвятское
перешло к его сестре Дарье Арчиловне. Она и построила здесь в 1733–1736
годах новую прекрасную церковь, которая дожила до наших дней.
Главный престол освящён в честь Всех
Святых, а два придела – в честь иконы «Всех Скорбящих Радость» и во имя
праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы.
Новопостроенная церковь стала центром
грузинской колонии в Москве. В самом конце XVIII века очередной владелец
Всехсвятского села, князь Георгий Бакарович, обновил храм и устроил на
левом клиросе царское место. Это было время расцвета Всехсвятского.
Здесь стоял Летний дворец с роскошным садом, оранжереями и прудом, по
которому гости совершали водные прогулки в гондолах. А в престольные
праздники во Всехсвятском происходили большие народные гулянья. В 1812
году и храм, и село разорили войска Наполеона, но стараниями царевича
Георгия всё было восстановлено и храм благолепно украшен.
Храм Всех Святых стал усыпальницей
московских грузин. На его погосте был похоронен Иван Александрович
Багратион, отец знаменитого генерала Петра Ивановича Багратиона. Сам
полководец и поставил памятник на отцовской могиле.
После прокладки шоссе в 30–е годы XIX века
во Всехсвятском начались массовые народные гулянья. Если в соседнем
Петровском парке предпочитала веселиться знать, то в более отдалённом
Всехсвятском – простые москвичи. Здесь же, во Всехсвятской роще, в 1878
году был устроен Александровский приют для увечных и престарелых воинов
только что отгремевшей Русско-турецкой войны.
Незадолго до революции, когда шла Первая
мировая война, в окрестностях Всехсвятского, близ его церкви, было
создано Братское кладбище для павших русских воинов. Кладбище было
поистине братское – оно предназначалось для погребения офицеров, солдат,
санитаров, сестёр милосердия и всех, кто погиб «во время исполнения
своего долга на театре военных действий», павших на поле брани или
умерших от ран в госпиталях.
После революции священное Братское
кладбище постигла трагическая судьба. Поздней осенью 1917 года там
появились новые могилы, в которых по благословению патриарха Тихона
похоронили офицеров и юнкеров, павших в революционных ноябрьских боях в
Москве. Уже в середине 1920–х годов кладбище было закрыто и затем
уничтожено при строительстве метро. Хотя есть легенда, что одна могила с
памятником долго сохранялась, потому что отец убитого воина лег на
надгробие и сказал: «Уничтожайте меня вместе с ним».
Помимо уничтожения кладбища, революция
принесла в район Всехсвятского самые радикальные изменения. Вся
окружающая село территория стала полигоном для социалистических
экспериментов в строительстве. Начали с нового названия местности. В
1928 году Всехсвятское превратилось в поселок Усиевича, а в 1933 году – в
Сокол и одноимённый первый кооперативный посёлок. Название «Сокол»
появилось от московских Сокольников, поскольку именно там сначала
собирались возводить кооперативный поселок.
В 1923 году храм захватили обновленцы, а в
1939 году он был закрыт, его иконостас публично сожгли во дворе, а в
самом храме по обыкновению устроили склад. Однако вскоре после
восстановления патриаршества к нему вернулась жизнь. Уже к Пасхе 1946
года он был заново освящен. В нём появились святыни: чтимый Казанский
образ Богоматери и икона Всех Святых.
В 1992 году храм получил статус
патриаршего подворья и вскоре прилегающая к нему территория стала
настоящим православным историческим мемориалом. Были поставлены кресты в
память жертв красного террора. В сквере у храма установлены памятники
павшим в германской, Гражданской, Великой Отечественной войнах,
георгиевским кавалерам, юнкерам, генералам и участникам Белого движения.
Здесь впервые в России в 1994 году по благословению патриарха Алексия
II у храма воздвигли памятник «Генералам Российской императорской армии и
Белого движения». Храм Всех Святых помнит всех, кто отдал жизнь за
Отечество. |