Воскресенье, 05.05.2024, 19:55                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
БОГИ ОЛИМПА [25]
ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МИФОЛОГИЯ [10]
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ [11]
РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ [36]
ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ [28]
СКУЛЬПТУРА [32]
ЧУДЕСА СВЕТА [21]
ЗНАКОМЬТЕСЬ: ПИРАМИДЫ [41]
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ МОСКВЫ [101]
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА [101]

Статистика

Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Статьи » ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ » ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ МОСКВЫ

Храм Воскресения Христова в Кадашах

Храм Воскресения Христова в КадашахВсё-таки это прекрасно, когда в городе есть то, что, казалось бы, и существовать не может. Как, например, негаснущие свечи. Но именно так, негаснущей свечой, точнее Кадашевской свечой, называют одну из прекраснейших шатровых колоколен Москвы. Эта колокольня храма Воскресения Христова в Кадашах.

Кадаши – бывшая дворцовая Кадашевская слобода в Замоскворечье. Исторические границы слободы проходят по современным Кадашевской набережной, улицам Большой Ордынке и Якиманке. С запада Кадашевская слобода граничила с Голутвинской слободой, с востока с ней соседствовали Стрелецкие слободы, а с юга – Всполье и Казачьи слободы.

Название слободы произошло от села Кадашева. Но название самого села Кадашева до сих пор остается загадкой для историков.

Согласно одной версии, кадашами назывались бондари – мастера, изготовлявшие деревянные кади (бочки и кадушки) для нужд великокняжеского двора. В кадях солили капусту, огурцы, грибы, мочили яблоки, настаивали квас, мёд и прочую снедь, столь любимую в старой Москве.

Другая версия предполагает, что слово «кадаши» происходит от глагола «катать». Мол, в селе жили государевы ткачи, которые катали ткань.

Третья считает, что кадаши произошли от татарского слова «кади» – судья. Якобы здесь жили чиновники из Золотой Орды, которые творили суд над своими подданными. Иногда считают, что «кадаш» в переводе с древнетюркского означает сосед, житель слободы.

Так или иначе, история московских Кадашей точно начиналась с дворцовых бондарей, которых потом сменили государевы ткачи, поселившиеся на их месте, ибо Замоскворечье, близкое к Кремлю, издревле было усеяно дворцовыми слободами, названия которых остались в московской топонимике: Садовники, Монетчики, Кожевники, Толмачи, Кузнецы.

На территории Кадашевской слободы находилось несколько храмов.

Центром Замоскворечья ещё до образования Кадашевской слободы считался храм Воскресения Христова.

Первое упоминание о деревянной церкви Воскресения относится к 1493 году, ко времени правления великого князя Ивана III Васильевича. Летописцы называли его «собирателем земли Русской».

В грамоте московского воеводы – князя Ивана Юрьевича Патрикеева своим сыновьям, составленной в том самом 1493 году, она именуется церковью Воскресения, что на Грязех. Это наименование было связано с весенними разливами Москвы-реки и близким расположением храма к болотистому берегу.

По мнению ученых, церковь Воскресения служила главной вертикалью, композиционной доминантой и была «соборным» храмом Замоскворечья.

Местоположение храма – напротив Кремлевского Успенского собора, между двух основных дорог на юг – Полянкой и Ордынкой, определяло его важное стратегическое положение и духовную значимость.

Первое каменное здание было построено в 1657 году, во время правления царя Алексея Михайловича, прозванного Тишайшим. Храм просуществовал тридцать лет, и в 1687 году, при царевне-правительнице Софье Алексеевне Романовой, было начато строительство нового двухэтажного пятиглавого храма. Того самого, который дошёл до наших дней.

Новый храм Воскресения Христова был заложен на средства богатых купцов Кондрата Марковича Добрынина и сына его Лонгина. А вот имя архитектора до нас, к сожалению, не дошло. Правда, многие исследователи предполагают, что это был зодчий и «колокольных дел мастер» иеромонах Сергий Турчанинов.

В основание храма Воскресения в Кадашах вошли и остатки стен предыдущей каменной церкви.

При строительстве храма были применены некоторые архитектурные новшества и приёмы стиля барокко. Поверх нижнего яруса храма была проведена галерея-гульбище. Галерея обхватывала не только боковые фасады трапезной и основного объёма, но и алтарную часть. У апсиды верхнего яруса была несколько иная форма – более продолговатая. Вместо привычных для церковного зодчества XVII века кокошников фронтоны храма архитектор украсил кружевными «гребешками». Богатый и разнообразный узор каменных кружев отчасти повторяется в декоре наличников на окнах и в убранстве порталов.

Барабаны главок были тесно посажены. Их сделали гранёными, с колонками, подчеркивающими грани. Центральный барабан – световой, двухъярусный. А мелкие узкие окошки в нём добавляли ажурности верху храма, как и тонкие парные колонки, обрамляющие углы четверика.

До 1695 года, то есть до времени царя Петра I, в храме не было колокольни, зато с юга, запада и севера к изукрашенным резьбой порталам вели широкие лестницы.

Вскоре после освящения первоначальный вид храма стал меняться. В том же году к трапезной пристроили семиярусную шатровую колокольню со стройными ажурными очертаниями, которую в Москве и стали именовать Кадашевской свечой. Колокольня была построена в виде сужающихся восьмигранников с пролётами в форме шатра.

Вместо одной широкой западной лестницы в верхний храм появились две, одновременно служившие своего рода опорами-контрфорсами для столпа колокольни.

В XIX веке в храме было сделано ещё немало изменений. С 1801 по 1802 год были переложены и расширены нижние апсиды и разобраны широкие лестницы по бокам колокольни. В 1840 году на месте лестниц возвели две симметричные крытые паперти в стиле ампир, с грубоватым простым декором стен и сферическими куполами.

Ещё через двадцать лет были расширены галереи-гульбища по бокам храма. Были снесены стены нижнего яруса и поставлены новые. Тогда же были расширены апсиды верхнего храма. Наличники окон старых апсид были перенесены на новые. Считается, что перестройка 60–х годов XIX века заметно исказила пропорции здания.

Интерьер храма отличался такой же пышностью, как его внешнее убранство. Великолепный шестиярусный барочный иконостас высотой двенадцать метров по праву считался шедевром деревянной резьбы XVII века. Все пятьдесят две позолоченные колонны иконостаса были украшены сквозной резьбой в виде виноградных листьев и кистей. Роспись стен была выполнена царскими изографами.

Во время войны 1812 года церковь была занята французами, в нижнем храме устроили конюшню, а перед отступлением подожгли.

Точной даты закрытия храма в годы советской власти не сохранилось. Но, видимо, в 1934 году, так как именно тогда в собрание Третьяковской галереи поступили изъятые из него иконы. После закрытия в стенах храма размещались различные государственные организации. В 1956 году уже было принято решение о начале реставрации внешнего и внутреннего убранства храма. Реставрация так и не была окончена, когда в 1964 году здание храма было передано в ведение Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени И.Э. Грабаря.

В 1990 году было решено возвратить храм верующим. Но это произошло только в декабре 2006 года.

Со времён возведения при храме Воскресения Христова в Кадашах колокольни на ней был замечательный подбор колоколов. Но много лет колокольня, прозванная за стройность и красоту Кадашевской свечой, была нема.

Но есть в Москве то, что неподвластно времени или существует наперекор суетному времени. И поэтому над Москвой снова разнесётся неповторимый голос кадашевских колоколов.

Категория: ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ МОСКВЫ | Добавил: admin (21.10.2013)
Просмотров: 1052 | Теги: музеи столицы, мировая художественная культура, достопримечательности Москвы, культурное наследие Москвы, Культура России, путеводитель по Москве | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru