Каждый, кто бывал на площади Трёх
вокзалов, безусловно, видел эти удивительные часы со знаками зодиака на
циферблате. Они установлены на стене Казанского вокзала.
Казанский вокзал не менее удивителен и
оригинален, чем всем известные часы. Ведь это здание признано выдающимся
памятником российской архитектуры.
Первое деревянное здание вокзала, даже,
скорее, станции, построено в 1862 году для Рязанской железной дороги.
Вокзал и назывался первоначально Рязанским.
Как и все станции первого Коломенского
участка Московско-Рязанской железной дороги, он был сдан с недоделками.
По отзывам пассажиров, из вагонов приходилось выпрыгивать, а дам снимать
на руках с лестниц вагонов.
Каменный вокзал возводился по проекту
архитектора Матвея Юрьевича Левестама в 1864 году. Рязанский вокзал стал
третьим, после Николаевского и Ярославского, на Каланчевском поле –
нынешней площади Трёх вокзалов. Здание было не очень большим, дебаркадер
и платформы с путями имели общую крышу с вокзалом. Над входом высилась
башенка с часами. До наших дней от всего вокзального комплекса
сохранилось лишь одноэтажное ажурное здание веерного депо, выполненное в
итальянском стиле.
В 1893 году железную дорогу продлили до
Казани. Железную дорогу переименовали в Московско-Казанскую, а вокзал
соответственно стал называться Казанским. Естественно, что поток
пассажиров значительно возрос, и потребность в новом здании стала
очевидной.
Правление железной дороги рассматривало
несколько проектов нового Казанского вокзала. Но ни один не получил
одобрения министерства. В 1910 году решили реконструировать старое
здание, увеличить помещения первого и второго классов. Но эти изменения
не решили всех проблем. Вскоре был снова объявлен конкурс на лучший
проект для нового вокзала.
Из всех предложенных вариантов комиссии
показались наиболее интересными три. Затем остановились на двух. Автором
одного был признанный мастер модерна Фёдор Осипович Шехтель, второй
принадлежал архитектуру Алексею Викторовичу Щусеву, который считался
лидером неорусского стиля (национальной версии модерна). По итогам
обсуждения лучшим был признан проект Щусева.
Определяющим в выборе комиссии стал тот
факт, что Щусев развернул здание вокзала. Он перенёс главный фасад
вокзала с неширокого Рязанского проезда на угол Каланчевской площади.
Это решение наиболее точно отражало характер старой Москвы. Живописность
композиции всего сооружения, состоящего из многочисленных объёмов,
напоминала целый городок, украшенный башней и часами.
В октябре 1911 года правление дороги
приняло постановление о строительстве вокзала по проекту Щусева, но
только в ноябре 1913 года проект был утверждён в министерстве путей
сообщения Российской империи.
Алексей Викторович Щусев был назначен
главным архитектором строительства Казанского вокзала. За то время, пока
шло согласование проекта, архитектор переехал из Санкт-Петербурга в
Москву и занимался изучением местности. Непростой рельеф площади
требовал нестандартного решения, и Щусев его нашёл. Из-за разного уровня
рельефа Щусев сделал здание вокзала несимметричным. Башню – доминанту
всего архитектурного ансамбля, он разместил в самом низком месте, что
способствовало оптимальному визуальному восприятию здания со всех углов
обзора. Новый Казанский вокзал должен был стать настоящим произведением
искусства.
Возведение временного вокзала начали в июле 1912 года, ещё до окончательного утверждения в министерских кабинетах.
По планам зодчего левая часть вокзала
отводилась под первый и второй класс. Пол просторного роскошного
вестибюля первого класса должен быть выстлан чёрным и красным порфиром.
Стены – украшены полотнами Николая Константиновича Рериха, на которых
запечатлены сцены битвы с татарами при Керженце и взятие Казани.
Рядом с перронным залом располагался зал
ожидания восьмигранной формы со звёздчатым куполом и росписью в
восточном стиле. Из вестибюля и перронного зала должны быть выходы в
огромный зал ресторана, обставленный в стиле Петровской эпохи: стены
покрыты зелёными с розовым шпалерами. На резном деревянном плафоне –
аллегорические изображения городов, через которые проходит
Московско-Казанская железная дорога. Для прибывающих пассажиров
предназначался отдельный вестибюль, с платформы он имел выход прямо на
Рязанский проезд и был изолирован от зала-ресторана и других помещений.
Правое крыло Казанского вокзала отводилось
под третий класс и багажный зал. Вход в багажный зал располагался
недалеко от центрального входа. Его украшали гербы Москвы, Рязани и
Казани. Отдельные помещения были предусмотрены для пассажиров четвёртого
класса и воинских подразделений. По центру вокзала располагались шесть
крытых платформ и двенадцать подъездных путей.
Декор вокзала, решённого в смелых
железобетонных конструкциях, напоминал мотивы древнерусского зодчества. А
с другой стороны – темы построек Казанского кремля.
Белокаменный декор на краснокирпичном фоне стен выполнен в стиле русского барокко XVII века.
Для росписи залов Казанского вокзала Щусев
пригласил таких знаменитых художников, как: Александр Николаевич Бенуа,
Борис Михайлович Кустодиев, Зинаида Евгеньевна Серебрякова, Мстислав
Валерианович Добужинский, Иван Яковлевич Билибин, Евгений Евгеньевич
Лансере. Кстати, отделка интерьеров и роспись сводчатого зала ресторана
по эскизам Е.Е. Лансере продолжалась вплоть до конца 1930–х годов.
Первая мировая война внесла значительные
корректировки в планы архитектора. Затем последовала революция 1917
года, затем Гражданская война. В 1918 году железные дороги на территории
РСФСР были национализированы.
Часть вокзала открыли в 1919 году, когда
главный корпус электрифицировали, а в июне 1922 года были готовы и
пассажирские залы. Официальной датой завершения первого этапа
строительства Казанского вокзала считается 1926 год, а второго – 1940
год.
В середине ХХ века Казанский вокзал
несколько раз расширяли и обновляли. В это время был построен подземный
зал ожидания для размещения пассажиров пригородных электричек. В 70–е
годы ХХ века была проведена крупная реконструкция здания. В результате
значительно увеличилась пропускная способность вокзала, и в то же время
были реализованы некоторые неосуществленные замыслы архитектора.
Ещё тогда, когда новый вокзал только
начинал строиться, Алексей Викторович Щусев настоял на установке часов с
боем. Архитектор сам выполнил рисунки знаков зодиака для циферблата, а
отлили их из бронзы в Петрограде. Они исправно работали с 1926 года по
1941 год, когда при взрыве фугасной бомбы был сброшен колокол.
Восстановили часы в 1970-х годах. И по сей день они не только показывают
время, но и украшают выдающуюся достопримечательность Москвы и одно из
самых известных творений архитектора Алексея Викторовича Щусева. |