После наполеоновского разорения в 1812
году Москва возрождалась и преображалась. Возводились особняки и дворцы,
отличавшиеся пышностью и величественными формами, которые и придали
городу неповторимый облик.
Стиль той эпохи отличает и особняк, называемый по имени первых владельцев домом Луниных. Он стоит на Никитском бульваре.
И всё же в архитектурном убранстве дома
есть нечто необычное. Как правило, фасады московских строений после
пожара 1812 года украшались лепниной со знаками воинской доблести в
память о победе над Наполеоном. А на доме Луниных нет ничего, что
напоминало бы о славе русского оружия. Нет ни щитов, ни шлемов, ни
скрещенных сабель, а есть тридцать два изображения древнегреческой лиры,
символа музыки и поэзии. Они белеют на фасаде, торцах и чернеют на
ажурном чугунном балконе. А на фасаде двухэтажного флигеля, за
колоннадой, можно разглядеть барельеф, изображающий танцы жителей
Древней Эллады. Великолепный дом с флигелем был построен
знаменитым московским зодчим Дементием Ивановичем (Доменико) Жилярди для
Петра Михайловича Лунина.
Богатый московский барин, помещик,
владевший тысячей крепостных, генерал-лейтенант в отставке Пётр
Михайлович Лунин слыл в высшем обществе острословом, склонным к выходкам
на грани сумасбродства. Но появление символа музыки на фасаде его дома
вполне закономерно. Дело в том, что его дочь Екатерина была в те годы
довольной известной певицей. Она обладала дивным голосом, училась в
Милане. Там, в центре мирового оперного искусства, познакомилась с
поэтом и певцом – графом Миньято Риччи. И вскоре Екатерина Петровна
стала графиней Риччи. Граф Риччи, как и его супруга, был прекрасным
певцом. Их репертуар был обширен: оперные арии, дуэты, романсы, народные
песни. После окончания Филармонической академии она была удостоена
звания первоклассной певицы и высшей награды того времени – лаврового
венка.
По словам историка Михаила Ивановича
Пыляева, в довоенном Париже, «в салоне королевы Гортензии она имела
такой успех, что Наполеон просил её петь в дружеском кругу в Тюильри».
Её выступления в салонах Санкт-Петербурга и
Москвы всегда заканчивались жаркими аплодисментами. Екатерина Петровна
не только прекрасно пела, но играла на арфе и на клавесине и даже сама
сочиняла музыку. В салоне Зинаиды Волконской слышал пение Екатерины
Петровны Риччи и Александр Сергеевич Пушкин. И пленился её голосом. В
старости графиня с гордостью рассказывала внукам, что много раз пела при
Пушкине.
Так что древнегреческие лиры – это знак
отцовской любви и уважения к таланту. А сегодня они напоминают о
музыкальных вечерах, которые устраивали в доме.
Самая красивая усадьба на Никитском
бульваре приняла первых гостей в 1822 году. Главный трёхэтажный дом
выделялся большой лоджией с восемью стройными коринфскими колоннами и
литым чугунным балконом изящного рисунка. Дом Лунина, по замыслу
Желярди, включал двухэтажный флигель с портиком. Плоскостная композиция
фасада отвечала постановке здания по красной линии улицы. Колоннада в
главном портике поставлена в неглубокой лоджии; антаблемент колоннады
завершен пологим аттиком.
В Большом зале дома под расписным сводом с
образом Фортуны устраивались концерты, о которых говорила вся Москва.
Кстати, на втором этаже сохранилась подлинная роспись Жилярди. Мастер
изобразил летящую Славу и амуров. Они составляют единое композиционное
целое с изображением Фортуны на своде Большого зала.
К сожалению, Пётр Михайлович Лунин недолго
наслаждался красотой своего дома и музыкой, звучавшей в его стенах.
После его смерти вдова генерала Авдотья Семёновна (урождённая Хвостова)
продала усадьбу Государственному коммерческому банку и уехала в имение.
Екатерина Петровна Риччи (Лунина)
развелась с мужем и осталась с детьми. По одной из версий, муж уехал в
Италию вместе с Зинаидой Волконской. Екатерина Петровна прожила без года
сто лет, осталась без крепостных, наследства и умерла в бедности.
Михаил Пыляев утверждал, что «страсть к пению стала причиной её
разорения».
Сегодня парадная дверь особняка, шедевра Дементия Ивановича Желярди, ведёт в Государственный музей искусства народов Востока.
Музей был создан 30 октября 1918 года как
«Арс Азиатика», то есть посвящён искусству Азии. В его основу были
положены частные коллекции русских собирателей П.И. Щукина, К.Ф.
Некрасова, дипломата и коллекционера В.Г. Тардова и других. С конца 1924
года музей стал считаться отделением Музея изящных искусств. В 1925
году он получил самостоятельность и был переименован в Государственный
музей восточных культур. Новое название Государственный музей искусств
народов Востока получил в 1962 году. Тогда же музею было передано его
нынешнее здание, исторический Дом Луниных на Никитском бульваре.
В музее представлено как традиционное
искусство, так и работы мастеров живописи XX–XXI веков. Здесь уникальные
образцы древней и средневековой скульптуры, буддийской, классической и
современной живописи, в том числе на свитках, работы мастеров
художественного лака, текстильные и ювелирные изделия, резьба по дереву и
кости, произведения миниатюрной скульптуры, оружие, различные предметы
быта.
Крупнейшие коллекции музея представляют
традиционное искусство Китая, Японии, Ирана, Индии, стран Юго-Восточной и
Центральной Азии. Так, например, в коллекции Китая собраны уникальные
памятники – бронза, керамика, погребальные скульптуры, датируемые II
тысячелетием до нашей эры, образцы китайской каллиграфии разных веков,
резной камень и художественные лаки. Основу японской коллекции
составляет деревянная скульптура, керамика, изделия из золотого лака,
нэцкэ, живопись, ксилография, бронзовые зеркала и керамика.
Искусство стран Ближнего и Среднего
Востока представляют луристанские бронзовые изделия IX–VII веков до
нашей эры, керамика «минаи», иллюстрированные рукописи и миниатюры,
ткани, ковры.
Среди изделий мастеров Южной Азии –
фрагменты древних гандхарских каменных рельефов, бронзовая скульптура
Непала и Восточной Индии, каменные стелы Западной Индии и индийские
миниатюры, старинные маски Шри-Ланки.
Широко представлено искусство Кавказа и
Закавказья (Грузия, Азербайджан, Армения), Казахстана и Средней Азии
(Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан).
В коллекции музея произведения живописи,
графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства и археологические
экспонаты более чем ста стран. Всего в экспозициях и в фондах свыше 160
000 единиц хранения.
Государственный музей искусства народов
Востока является одним из крупнейших культурно-просветительских центров
России и «особо ценным объектом культурного наследия». Таким же объектом
является и само здание, украшенное символом высокого искусства –
древнегреческими лирами. |