Это краснокирпичное здание, кажется, стоит
здесь с незапамятных времен. Так органично оно вписано в объёмы
находящегося рядом Кремля. Так естественно воспринимается в ансамбле
всей Красной площади.
Крупнейший национальный исторический музей
России основан указом императора Александра II в 1872 году. В 1874 году
Московская городская дума постановила безвозмездно передать музею
земельный участок между Кремлёвской стеной и Воскресенскими воротами.
Учёная комиссия объявила о проведении конкурса на лучший проект музея. В
1875 году победителем был признан проект, поданный под девизом
«Отечество». Он был представлен архитектором Василием Осиповичем
Шервудом вместе с инженером Анатолием Александровичем Семёновым. После некоторых изменений, 8 августа 1875 года, проект был утверждён императором Александром II.
Шервуд сделал в своём проекте акцент на
мотивы древнерусской архитектуры. Благодаря этому архитектору и удалось
добиться органичного вхождения здания музея с его многочисленными
островерхими башнями и высокими фигурными кровлями в ансамбль Красной
площади. В оформлении фасадов Василий Осипович использовал мотивы
убранства памятников русского национального зодчества XVI–XVII веков.
Интересно, что он предполагал покрыть наружные стены музея сплошной
полихромной керамической облицовкой.
В мае 1881 года музей получил новое
название – Императорский Российский Исторический музей и был передан в
ведение Министерства народного просвещения. После этого он приобрёл
статус правительственного учреждения.
Знакомство с экспозицией начиналось с
парадных сеней. Роспись свода сеней с «Родословным древом государей
Российских» была выполнена Фомой Гавриловичем Тороповым.
Каждый зал отражал важнейший этап исторического развития России.
Логике экспозиционного показа подчинялась
не только планировка залов, но и детали архитектурно-художественного
убранства представляемых эпох. Карнизы, наличники, мозаика пола
экспозиционных залов точно воспроизводили стили эпох.
В отделке залов и в росписи принимали
участие многие выдающиеся зодчие и художники, в том числе Иван
Константинович Айвазовский, Виктор Михайлович Васнецов, Генрих
Ипполитович Семирадский, Фёдор Андреевич Бронников, Илья Евграфович
Бондаренко и другие.
Произведения искусства на исторические
сюжеты, такие как «Каменный век», «Похороны руса в Булгаре» и «Святослав
под Доростолом», «Крещение князя Владимира в Херсонесе», органично
дополняли убранство залов.
В годы советской власти в связи с открытием
новой экспозиции музея к двадцатилетию октябрьской революции, в 1937
году, многие росписи и детали интерьеров были забелены или уничтожены.
Ещё во время строительства здания были
утверждены «Общие основания музея». В них определялась главная цель
музея – «служить наглядной историей». Для осуществления этой цели «будут
собираться все памятники знаменательных событий истории Русского
государства».
Начало музейному собранию положили
материалы исторического и севастопольского отделов Политехнической
выставки 1872 года в Москве. Первая экспозиция Императорского
Российского Исторического музея открылась в мае 1883 года, в день
коронации императора Александра III. Первая экспозиция размещалась в
одиннадцати залах. Экспозиция музея отличалась от западноевропейских
музеев географической и хронологической систематизацией материалов.
Кроме того, впервые была сделана попытка экспонировать памятники по
единому научному плану.
Собрание музея формировалось из самых
разных источников. В фонд главного исторического хранилища передавали
материалы государственные и общественные учреждения, монастыри, архивы,
библиотеки, академии, институты, университеты, издательства. Московская
городская дума в 1887 году передала музею Голицынскую и Чертковскую
библиотеки, крупные пожертвования поступали от семейств Голицыных,
Масальских, Бобринских, Кропоткиных, Оболенских, Щербатовых, Уваровых.
Не оставили музей без внимания и знаменитые
русские меценаты. Свой вклад внесли представители купеческих фамилий –
Бахрушины, Бурылины, Грачёвы, Постниковы, Сапожниковы. Свыше трёхсот
тысяч предметов, в том числе произведения иконописи, русской живописи
XVIII–XIX веков, лицевого шитья, древних рукописей, всех видов
прикладного искусства, подарил музею Пётр Иванович Щукин. Несколько
коллекций охотничьего оружия и пистолетов передал предводитель
Нижегородского дворянства Александр Андреевич Катуар де Бионкур,
рукописей и книг – археограф и коллекционер, городской голова Ярославля
Иван Александрович Вахрамеев. Страстный коллекционер гравюр и документов
по русской истории, известный аристократ, действительный член
Императорской академии художеств Павел Яковлевич Дашков подарил музею
часть своей коллекции художественных произведений.
С 1921 года музей стал называться
Государственный исторический музей (ГИМ). Тогда же, в 20–е годы ХХ века,
в ГИМ поступали коллекции из расформированных музеев, таких как «Старая
Москва», Румяцевский музей, Военно-исторический музей и других.
Поступали экспонаты и из Государственного музейного фонда.
Был принят новый Устав музея. С того
времени основой всех направлений деятельности музея стала
научно-исследовательская работа. В 1928 году «Положение о
Государственном историческом музее (ГИМ)» включило в сферу научных
интересов музея не только исторические памятники, но и современность.
Поэтому акцент в работе музея сместился к пропаганде коммунистической
идеологии и советского образа жизни.
В 70–е годы ХХ века был взят курс на полную
реэкспозицию музея. Работа музея определялась во многом государственной
идеологией и текущими задачами партийной пропаганды. Большая часть
залов отводилась современному периоду.
В 1986 году ГИМ был закрыт на капитальный
ремонт и реставрацию. В музее проведены инженерно-технические работы по
приспособлению здания к современным требованиям музейного хранения и
экспонирования. По завершении в 1997 году всех работ музей открыл залы
для посетителей в том виде, как они проектировались в конце XIX – начале
XX века.
Сегодня историю и культуру Отечества с древнейших времен в экспозиции представляют 4,5 млн предметов и 12 млн листов документов.
В ведение Исторического музея в конце ХХ
века было передано и здание бывшей Московской городской думы. Здание
было построено в 1892 году по проекту архитектора Дмитрия Николаевича
Чичагова. В убранстве фасадов широко использованы декоративные детали
московского зодчества XVII века, в том числе наличники окон с
«наборными» колонками, обрамления арочных галерей, «фасонная» кирпичная
орнаментация. Крыльцо-палатка размещено на главной оси, акцентировав
симметричность объёмно-пространственной композиции здания. В залах будет
развернута экспозиция по истории XX века. |