Она давно уже стала синонимом утончённого
изыска. Что, впрочем, неудивительно. Ведь «Националь» изначально
задумывалась как роскошная гостиница мирового класса.
На том месте, где сейчас располагается
гостиница, с конца XVIII века находились доходные дома богатого выходца
из Тулы купца Москвина.
В XIX веке было образовано «Варваринское
акционерное общество домовладельцев». Это общество выкупило участок на
углу Тверской и Моховой под новую застройку. Очень скоро на этом участке
были возведены несколько доходных домов. Квартиры в них сдавались по
довольно умеренным ценам. Первые этажи домов были отданы под
всевозможные лавки.
Ещё при проектировании этих домов было
решено, что основному зданию, стоящему на углу Тверской и Моховой, будет
придана полукруглая форма. Именно такой полукруглый угловой выступ был
очень популярен для московской архитектуры с конца XVIII века.
В 1901 году домовладельцы решили на месте
углового здания построить роскошную гостиницу. По замыслу создателей,
гостиница была предназначена для приёма и обслуживания
высокопоставленных иностранных гостей и представителей российской
государственной и военной элиты. Первоначально гостиница называлась
«Национальная».
Проектировщиком и архитектором был
приглашён выпускник Императорской академии художеств Александр
Васильевич Иванов. Единственное условие, которое было ему поставлено, –
сохранить полукруглый угловой выступ. Александр Васильевич был достаточно
востребованным и успешным зодчим, и после работы над гостиницей он даже
возглавил Московское архитектурное общество (МАО) – первое объединение
московских архитекторов и инженеров-строителей. Кстати, МАО положило
начало систематическому изучению древнерусской архитектуры, являлось
инициатором съездов архитекторов, организовало первую в России
архитектурную выставку. Но из многочисленных работ Александра
Васильевича Иванова в Москве сохранилась лишь гостиница. Второй его
большой проект – здание страхового общества «Россия» на Лубянке – было
полностью перестроено под НКВД-КГБ-ФСБ в 1940–е годы, а постройки в
Зарядье снесены при подготовке к строительству нереализованного
высотного здания.
В своём архитектурном проекте гостиницы
«Национальная» Александр Васильевич предусмотрел сохранение в общих
чертах облика предшествующей постройки, в том числе и полукруглого угла,
но решил построить здание в модном тогда стиле эклектики с элементами
модерна. Поэтому в наружном убранстве использовано большое количество
лепнины.
Для постояльцев двери гостиницы открылись 1
января 1903 года. Тогда стоимость за проживание в гостинице колебалась
от 1 рубля 50 копеек до 25 рублей в сутки. Для сравнения: в начале XX
века земские учителя и врачи получали жалованье 10–15 рублей, что
считалось неплохим доходом.
Гостиница поражала не только великолепием,
но и техническими новшествами. Современные материалы и технологии,
отделка природным камнем, керамической плиткой, лепнина и майоликовые
панно, дорогой мозаичный пол. Была установлена оригинальная система
вентиляции.
Особым великолепием отличался интерьер
вестибюля гостиницы с главным акцентом в виде парадной лестницы, которая
имела уникальную для начала XX века конструкцию. Белый мрамор сочетался
в ней с лепными позолоченными украшениями металлических ограждений и
гармоничной мозаикой уникальных витражей на главной лестнице.
Вестибюли сочетали в себе разные породы мрамора.
Особое восхищение вызывали лифты.
Отличалось и внутреннее убранство номеров.
Все номера были оснащены телефонной связью. В каждом номере была уютная
ванная комната, облицованная плиткой, изготовленной на русско-богемском
керамическом заводе.
Мебель для номеров была изготовлена на фабрике Ф.Ф. Мельцера.
«Национальная» весьма дорожила своей
репутацией. На службу нанимали только с письменной рекомендации уже
работающего в гостинице персонала. Каждый работник дорожил своим местом,
так как состоять в штате такой гостиницы было весьма престижно и,
конечно, доходно.
Особой гордостью владельцев гостиницы и
визитной карточкой гостиницы был её ресторан. Он всегда удивлял гостей
разнообразием и затейливостью меню, в особенности блюд русской
национальной кухни. Перечисление одних лишь закусок поражало
воображение: устрицы, бульон, борщок, царский студень, поросята
сливочные, кулебяки разные, паштеты из дичи с трюфелями, форель
гатчинская, нельма сибирская, лососина висляндская, осетрина
кучугурская, ростбиф, ветчина, телятина, солонина, огурцы нежинские,
индейка, каплуны, фазаны кавказские, рябчики сибирские и салаты разные.
Металлический козырек с грифонами,
растяжками, вензелями и вывеской с датой открытия гостиницы – 1903 год –
был установлен в 1905 году.
Длительное время существовала легенда, что
точно такой же козырек, установленный в средней части фасада здания на
Тверской улице, был уничтожен взрывом гранаты во время революционных
событий в октябре 1917 года. Документального подтверждения этой легенды
нет, а вот то, что происходило после 1917 года, документы сохранили.
В номерах, где когда-то бывали Фёдор
Иванович Шаляпин, Николай Андреевич Римский-Корсаков, разместилось
советское правительство. Поэтому саму гостиницу освободили от
постояльцев.
После переезда правительства в Кремль было
решено сохранить гостиницу, но переименовать её в духе революционного
времени, по-новому – «Националь», первый Дом советов. Вместе с названием
изменилось и содержание: гостиница в первое же десятилетие превратилась
фактически в общежитие. Всё это привело к обветшанию здания и
разрушению всех систем жизнеобеспечения.
В 1931 году «Националь» был капитально
отремонтирован. К моменту окончания ремонта в 1932 году на фасаде
«Националя» разместили масштабное полотно площадью в 120 квадратных
метров, которое изображало индустриальный пейзаж – вышки электропередач,
заводские трубы и трактора – все, что, по мнению идеологов советского
искусства 1930–х годов, лучше отражало дух времени, чем первоначальный
античный сюжет.
После этого ремонта внутреннее убранство
неожиданно и очень существенно пополнилось. Причём совершенно
уникальными вещами. Среди предметов внутреннего убранства в гостинице
«Националь» оказались мебель и произведения искусства, принадлежавшие
царской семье. В том числе из Царскосельского и Аничкова дворцов.
Пожалуй, ни один отель в мире не мог тогда сравниться с «Националем» по
уровню такого высокохудожественного интерьера, который располагал
уникальными предметами мебели, живописью, музыкальными инструментами
музейного уровня.
Очередная масштабная реконструкция в «Национале» была проведена с 1991 по 1995 год.
Сегодня «Националь» имеет статус памятника
архитектуры федерального значения, что неудивительно. Ведь «Националь»
за более чем вековую историю превратился в своего рода гостиницу-музей. |