Его возникновение связано с чудом. И он сам стал своего рода чудом, хранящим память о минувших веках.
Донской монастырь основан в 1591 году в
память об избавлении города от нападения крымского хана Газы II Гирея.
Хан отступил без боя, что и было расценено как чудо.
В тот год крымцы появились между Даниловым
и Новодевичьим монастырём, в самом незащищённом месте. Для отражения
неприятеля царь Фёдор Иванович направил московские рати во главе с
Борисом Годуновым. В короткий срок за Калужскими воротами земляного
города была сооружена передвижная крепость – гуляй-город. В гуляй-городе
была устроена походная церковь с Донской иконой Божией Матери. По
преданию, это была та самая икона, которой в 1380 году преподобный
Сергий Радонежский благословил великого князя Дмитрия Ивановича на битву
на Куликовом поле, что вблизи Дона. В честь той великой победы в народе
икону стали именовать Донской, как и самого князя Дмитрия.
Монастырь по указу царя Фёдора Ивановича
был заложен вблизи старой Калужской дороги, на месте расположения
гуляй-города и походной церкви. И от Донской иконы он и получил своё
имя. В 1591 году начал строиться и главный
собор монастыря. Собор во имя иконы Божией Матери Донской, названный
впоследствии Малым, храм-памятник русскому воинству, стал главной
святыней монастыря. Возводил собор, по-видимому, «государев мастер»
Фёдор Конь.
Изначально глава храма была шлемовидная, а
нынешние барабан и глава луковичной формы сооружены в XVIII веке. В
1678 году к собору были пристроены приделы Сергия Радонежского, Фёдора
Стратилата и трапезная. Через год после этого завершилось строительство
шатровой колокольни.
В Смутное время монастырь был разорён
польскими войсками под предводительством гетмана Ходкевича. После
разорения монастырь долгое время продолжает пребывать в запустении.
В 1650 году по указу царя Алексея
Михайловича Донской монастырь был приписан к Андреевскому монастырю. В
1678 году, при царе Фёдоре Алексеевиче, восстановил самостоятельность. К
концу XVII века монастырь уже один из крупнейших в России. Увеличились
его земли, возводились новые каменные постройки.
В 1684–1698 годах рядом с Малым собором по
обету сестры Петра I царевны Екатерины Алексеевны был построен новый
собор Донской иконы Божией Матери, гораздо больший по размерам и поэтому
названный Большим. Считается, что царевна дала обет в связи с
подписанием Бахчисарайского мира России с Турцией и Крымским ханством.
Строительство финансировалось «из царских сокровищ».
Большой собор был освящён в августе 1698
года. Правда, расписали храм только при императрице Екатерине II в
1782–1785 годах. Настенные росписи на библейские сюжеты сделаны по
эскизам архитектора Василия Ивановича Баженова.
Стены алтаря на протяжении почти двух
веков украшала роспись под мрамор. С возрождением монастырского служения
в алтаре была выполнена роспись в традициях древнерусской живописи.
Сюжет росписи традиционно связан с таинством евхаристии.
В Большом соборе был установлен
семиярусный резной иконостас. Его выполнили в стиле «московского
барокко» мастера Посольского приказа и Оружейной палаты в Кремле Карп
Золотарёв, Абросим Андреев, Илья Фёдоров. Несмотря на то что иконостас
неоднократно поновляли и реставрировали, он до сего дня почти полностью
сохранил свой первоначальный облик.
Иконы иконостаса в большинстве своём
сохранились с конца XVII века. В местном ряду иконостаса установлена
Донская икона Божией Матери. Она выделяется сделанной над ней нарядной
сенью.
В конце XVII – начале XVIII века башни
стен монастыря увенчались декоративными ажурными коронами. В 1712 году
под алтарем Большого Донского собора освятили церковь Сретения Господня.
В 1745 году монастырь был причислен к
ставропигиальным. То есть он подчинялся непосредственно Святейшему
Синоду и имел право самостоятельного выбора архимандрита.
В 1758–1760 годах были построены братские
кельи. Они окончательно сформировали парадную часть монастыря. В 1891
году над кельями был надстроен второй этаж. В конце XIX века в здании
братского корпуса размещались не только монашеские кельи, но и
монастырская гостиница, трапезная которой была расписана сюжетами из
истории основания монастыря.
Ещё в середине XVIII столетия стала
особенно заметна роль Донского монастыря в развитии отечественной
культуры. В 1747 году в него из Заиконоспасского монастыря была
переведена Славяно-греко-латинская академия, первое высшее
общеобразовательное учебное заведение в Москве. До открытия университета
академия была центром учёности того времени. В XIX веке при монастыре
открылось Донское духовное училище и иконописная школа. Монастырь
славился высокой музыкальной культурой. Его хоры, принимавшие участие в
богослужении, высоко ценили прихожане, отмечал царский двор.
Во время наполеоновского нашествия в 1812
году строения обители не пострадали, но французы уничтожили ценнейший
архив монастыря, похитили оклады с икон и церковную утварь.
После октябрьского переворота 1917 года
монастырь был закрыт. Несмотря на это, духовная жизнь продолжалась в
обители до середины 1920–х годов. Более того, когда начались
ожесточенные гонения на религию и её служителей, Донской монастырь
превратился в духовный центр Русской православной церкви. Весной 1922
года сюда был привезён в качестве узника патриарх Тихон. Отсюда патриарх
управлял Церковью в самый тяжелый период ее истории. Патриарх призывал
всех православных «встать на защиту оскорбляемой и угнетаемой ныне
святой матери нашей», осуждал изъятие государством церковных ценностей.
Здесь он провел под стражей большую часть своего заключения. С именем
святителя Тихона связаны надвратный Тихвинский храм Донского монастыря и
кельи у северных ворот. С площадки гульбища патриарх Тихон благословлял
народ, в Тихвинском храме совершал молитву. Церковь в честь Тихвинской
иконы Божией Матери была построена в 1713–1714 годах над северными
вратами обители. Два яруса храма завершены ярусом звона и сложного
рисунка главкой.
В начале 1925 года патриарх тяжело
заболел, а 25 марта, на праздник Благовещения, скончался. Погребение
патриарха Тихона состоялось в Малом соборе Донского монастыря. Сегодня в
бывших покоях патриарха Тихона открыт мемориальный музей.
Затем в помещениях монастыря разместились
различные советские учреждения, а позднее детская трудовая колония. В
храме работали курсы пчеловодов, клуб, а с конца 1940–х годов – фонды
Музея архитектуры.
Донской монастырь – один из немногих, где сохранился уникальный некрополь с храмами и усыпальницами.
В мае 1991 года, в год четырёхсотлетия со
времени основания, монастырь был возвращен Русской православной церкви.
Всё-таки не зря история возникновения обители связана с чудом.
В настоящее время возрождены все храмы
Донского монастыря. Донской монастырь вновь стал одним из центров
духовной жизни Москвы, и во всех его двенадцати храмах совершается
богослужение. |