Этот дом из тёмно-красного кирпича на
Пречистенской набережной называли, да и продолжают называть
Домом-сказкой. Большой четырёхэтажный дом-терем с ломкой линией острых
фронтонов, с изразцовыми балкончиками и затейливыми оконными наличниками
москвичи прозвали Домом-сказкой и за уникальный фасад, украшенный
майоликовыми панно с сюжетами из русских сказок.
И в самом деле есть что-то волшебное и чарующее в облике этого здания, стоящего неподалёку от храма Христа Спасителя.
На памятной табличке, висящей на фасаде
дома, указано, что это дом Зинаиды Алексеевны Перцовой. Но на самом деле
хозяином и заказчиком этого удивительного здания был Пётр Николаевич
Перцов. А его жена – лишь формальным владельцем.
Выпускник петербургского Института путей
сообщения Пётр Николаевич был талантливым инженером-путейцем и проложил
по России не одну тысячу километров железных дорог. Он был не только
известным инженером, но также коллекционером и меценатом. Его хороший
знакомый, любитель и ценитель русской живописи Иван Евгеньевич Цветков,
помог Петру Николаевичу приобрести участок земли и, по преданию, взял с
него слово, что дом будет возводиться в русском стиле. Замечательное место подле храма Христа
Спасителя и с видом на Кремль в самом деле обязывало к тому, чтобы
появилось красивое здание и непременно в русском стиле. По замыслу
мецената-путейца, это должен быть необычный доходный дом. Он должен был
стать символом русского искусства. Кроме того, в нём планировались
квартиры для художников с мастерскими-студиями в мансарде. Свои личные
апартаменты хозяин намеревался расположить в этом же доме.
Пётр Николаевич очень серьёзно отнёсся к
новому проекту и объявил закрытый конкурс на составление проекта
«доходного дома в русском стиле». Заказчик хотел, чтобы дом отвечал духу
и преданиям Москвы и в то же время всем требованиям современности. В
жюри Перцов пригласил лучших знатоков русского стиля и московского
модерна – В.М. Васнецова, В.И. Сурикова, В.Д. Поленова, Ф.О. Шехтеля,
С.У. Соловьева. Но Перцов оставил за собой право построить любой из
отмеченных проектов по своему усмотрению.
Первую премию жюри присудило Аполлинарию
Михайловичу Васнецову, вторую – Сергею Васильевичу Малютину. Перцов
выбрал проект Малютина. Но потребовал полностью переработать проект.
Однако переработка не потребовалась. Рассматривая первоначальные
варианты и наброски художника, Перцов вдруг нашёл эскиз того, что хотел:
настоящего чудо-терема. Проект был немедленно принят к исполнению.
Художник Сергей Васильевич Малютин был
известен как создатель знаменитой русской матрёшки. Кстати, традиционная
версия о том, что матрёшка пришла в Россию из Японии, до сих пор никак
не может найти документального подтверждения. Вся история развития
игрушечного промысла в России позволяет исследователям утверждать, что
созданию русской матрешки способствовала традиция точения и росписи
пасхальных деревянных яиц. А вот свидетельства того, что создателями
первой матрешки стали токарь Василий Петрович Звездочкин и художник
Сергей Васильевич Малютин, есть. Как есть факт, что первая русская
матрешка «Девочка с петухом» имела огромный успех на Всемирной выставке в
Париже в 1900 году.
Проект дома по рисункам Малютина выполнил
архитектор Николай Константинович Жуков, а руководил строительством
инженер Борис Николаевич Шнауберт. За основу было взято старое
трёхэтажное строение, стоявшее на этом участке. Его нарастили ещё одним
этажом с мансардами, дополненными пристройками, и придали новый
декоративный облик.
За художественную основу его архитектуры
был принят русский терем, и поэтому кровли дома получили традиционные
завершения в виде древнерусских остроконечных щипцов.
Национальная архитектура удачно сочеталась
с художественными образами русских сказок и былин, представленными в
декоративных майоликовых панно. Среди персонажей панно и Ярило-солнце, и
звезды, и бык, дерущийся с медведем, и птица Сирин, и заяц, и павлины, и
щуки, и петух.
Это были не копии, а творчески
переосмысленные и синтезированные образы согласно гениальной идее
архитектуры модерна о синтезе искусств. Поэтому так органично смотрелись
и два сказочных витых дракончика поддерживающих балкон, и труба,
выполненная в виде спящей совы.
Здание сразу же стало
достопримечательностью Москвы и попало в дореволюционные путеводители
как «блестящая импровизация в духе сказочно-былинного стиля».
Уже в 1907 году в дом вселился сам Пётр
Николаевич Перцов. Вход в его квартиру со стороны набережной имел
отдельный подъезд. В отделке его апартаментов использовалось красное
дерево и дуб, изразцы, витражи. Стены украшали картины Михаила Врубеля,
Николая Рериха и многих других. Посудный лифт имитировал дровяную печь.
Каждое помещение было отделано в разных стилях.
А одними из первых квартирантов стали
художник Сергей Васильевич Малютин и великий русский пианист Константин
Николаевич Игумнов.
Самые неожиданные «квартиранты» появились в 1908 году. В подвале дома обосновался знаменитый театр-кабаре «Летучая мышь».
По преданию, когда создатели кабаре
спустились осмотреть подвал, навстречу выпорхнула настоящая летучая
мышь. Так, мол, и родилось название первого в России театра-кабаре.
Рождённый в недрах МХТ саркастичный театр
тут же спародировал благородный белокрылый символ общедоступного театра и
на своём занавесе расположил летучих мышей, оповестив публику о том,
что открыт театр-клуб для художественной богемы.
Шуточные вечера в «Летучей мыши» были
своего рода продолжением знаменитых мхатовских капустников. Здесь
трагическая актриса Алиса Коонен играла на балалайке и под музыку в
исполнении самого Сергея Васильевич Рахманинова танцевала танец
парижских апашей, Константин Сергеевич Станиславский показывал фокусы.
Потом кабаре переехало на Тверскую, но дом
Перцова не исчез со страниц летописи Серебряного века. В нём открылся
творческий салон, который называли русским Монмартром. В салоне пел
Александр Вертинский, часто бывала Вера Холодная, а в мансардах
собиралась художественная и театральная богема.
Дом Перцова оставил свой след в русской литературе. Здесь жила героиня «Чистого понедельника» Ивана Алексеевича Бунина.
В эпопее Алексея Толстого «Хождение по
мукам» футурист Жиров обещает, что когда они придут к власти, то первым
делом сотрут с лица Москвы Кремль, Исторический музей и дом Перцова.
Этот сказочный дом действительно был обречен на уничтожение, так как
попадал под снос всех прилегавших к храму Христа Спасителя зданий для
создания площади Дворца Советов. К счастью, дворец не построили, и дом
остался цел.
Пётр Николаевич Перцов был арестован в
1922 году. Апартаменты бывшего инженера-путейца приглянулись Льву
Давидовичу Троцкому (Бронштейну). Здесь неистовый революционер жил
вплоть до эмиграции, здесь же устраивал дипломатические приёмы, восхищая
иностранцев истинно аристократическим вкусом интерьеров.
Вожди мирового пролетариата, к счастью,
съехали, а Дом-сказка остался. И до сих пор очаровывает своей ярко
выраженной идеей модерна – объединением всех элементов здания в единый
художественный образ, в данном случае образ подлинной Руси. |