Этот дом называют жемчужиной елизаветинского барокко. И, как у всякой драгоценности, у него есть свои легенды, тайны и загадки.
История началась в 1764 году, когда землю
на Покровке купил подпоручик лейб-гвардии Измайловского полка граф
Матвей Фёдорович Апраксин. Новый покровский землевладелец происходил из
очень древнего и именитого рода, давшего России многих замечательных
людей. Его отец Фёдор Матвеевич – стольник Петра, легендарный адмирал,
глава Адмиралтейского приказа, строивший Азовский флот. После смерти
адмирала его сыну Матвею достался большой участок в Петербурге на
Фонтанке. Это знаменитый Апраксин двор.
В 1764 году Матвей Апраксин женился на
фрейлине Екатерине Ивановне Гендриковой. Тогда-то и купил он просторный
земельный участок на Покровке, где решил построить дом. Тот самый,
который стоит и поныне.
С возведением этого дома и связана первая
загадка. Дело в том, что к этому времени в моду уже вошёл классицизм. Он
пришёл на смену барокко, модному во времена императрицы Елизаветы
Петровны. А ко времени строительства дома и в Москве, и в Петербурге
предпочтение отдавалось классицизму, столь любимому новой императрицей
Екатериной II Алексеевной.
Причины столь неожиданного решения
вернуться назад, к елизаветинскому барокко, называют разные. Но скорей
всего Матвей Апраксин мог просто поступить своевольно, как барин, как и
было принято среди многих богатых московских вельмож.
Но, как бы там ни было, а в Москве
появилась архитектурная жемчужина – редчайший образец гражданского
елизаветинского барокко. Лепнина, раковины, коринфские колонны, богатый
декор не мог никого оставить равнодушным. Дом сразу назвали московским
Зимним дворцом. Правда, в миниатюре. А затем за причудливую архитектуру и
форму он получил и другое прозвище – «дом-комод». Имя архитектора – вторая загадка дома.
Легенды приписывали дом самому Варфоломею Варфоломеевичу Растрелли.
Исследователи выражались более осторожно: неизвестный мастер круга
Растрелли. Некоторые предлагали имя крепостного графа П.Б. Шереметева
Ивана Петровича Аргунова. Ведь Иван Петрович был не только талантливым
художником, но и архитектором, принимал участие в строительстве
знаменитого дворца-театра в Останкино.
Затем с определенной долей уверенности
стали называть Дмитрия Васильевича Ухтомского. Он был главным
архитектором Москвы в период правления императрицы Елизаветы Петровны и
считается одним из создателей московской архитектурной школы. И что
важно – учеником Варфоломея Варфоломеевича Растрелли. Это он, главный
мастер московского елизаветинского барокко, построил великолепную
колокольню в Троице-Сергиевой лавре, а в Москве – церковь Никиты
Мученика в Старой Басманной.
И если принять версию, что архитектором
дома Апраксина был Дмитрий Васильевич Ухтомский, то понятно, что это его
главное гражданское творение. Он был выстроен в соответствии с законом
петровского времени – по «красной линии» улицы, с парадным фасадом,
обращённым на Покровку. Возможно, и уже с овальным залом в центре.
Позднее там была устроена домовая Благовещенская церковь.
При Апраксине домового храма не было.
Матвей Федорович приписался к соседней Воскресенской церкви. С 1769 года
имена его и домочадцев появляются в исповедной книге храма.
В 1772 году Апраксины по каким-то неясным
обстоятельствам расстались с домом на Покровке. Строение приобрёл
лейб-гвардии капитан-поручик князь Дмитрий Юрьевич Трубецкой.
Роскошную усадьбу Апраксиных на Покровке
Дмитрий Юрьевич Трубецкой приобрёл на средства, вырученные от продажи
кремлевского владения. Это владение Трубецких в центре Кремля
существовало с 1612 года. Дмитрий Тимофеевич Трубецкой прославился в
Смутное время. В 1611 году вместе с Прокопием Ляпуновым и Иваном
Заруцким он собрал первое народное ополчение и участвовал в боях за
Москву. В 1612 году вместе со вторым ополчением освобождал столицу от
наёмников, за что получил титул «Спаситель Отечества». Трубецкой ратовал
за созыв Земского собора и даже был претендентом на царский престол.
Заняв в октябре 1612 года Московский Кремль, Дмитрий Тимофеевич
Трубецкой облюбовал себе бывшие палаты Бориса Годунова и поселился в
них. В своём новом владении он устроил небольшую домовую Благовещенскую
церковь. Только в 1771 году по указу императрицы Екатерины II казна
выкупила это последнее частное владение в Московском Кремле. На этом
месте должно было возводиться здания Сената.
Дмитрий Юрьевич Трубецкой перевёз на Покровку и домовую Благовещенскую церковь. Так в особняке появился собственный храм.
Городская усадьба на 89 лет перешла к новым владельцам. Домом владели четыре поколения князей Трубецких.
С начала XIX века с домом на Покровке
связаны имена многих выдающихся писателей и деятелей культуры. Александр
Сергеевич Пушкин знал этот дом с раннего детства. У Трубецких бывал и
маленький Фёдор Тютчев. Будущий известный историк Михаил Петрович
Погодин преподавал дочерям Трубецкого. Дом на Покровке был связан с
судьбой Льва Николаевича Толстого. Князь Дмитрий Юрьевич, первый
владелец из рода Трубецких, был прадедом писателя по материнской линии.
В 1861 году юнкер лейб-гвардии конного
полка князь Иван Юрьевич Трубецкой и его мать Ольга Фёдоровна продали
дом на Покровке Московскому университету. В доме была открыта 4–я
мужская гимназия. Эта гимназия выделялась среди казенных гимназий и даже
соперничала со знаменитой 1–й мужской гимназией на Волхонке – старейшей
в Москве, основанной в 1804 году. 4–я гимназия была классической
гимназией высшего разряда – с двумя древними языками, латынью и
греческим, что давало право после её окончания поступать в Московский
университет. Она славилась великолепным преподавательским составом.
Среди выпускников гимназии – Николай Жуковский, «отец русской авиации», и
академик Алексей Шахматов. В этих стенах гимназист Константин
Станиславский, тогда еще Алексеев, познакомился с Саввой Морозовым,
будущим меценатом его театра. В гимназии на Покровке учились братья
Ремизовы, в их числе будущий писатель Алексей Ремизов, чье творчество
Марина Цветаева назвала «живой сокровищницей русской души и речи».
После революции гимназия была закрыта,
закрыта была и домовая церковь. Дом заняли обычные коммуналки. С
коммуналками соседствовали разные учреждения. С 1924 года здесь
находилось общежитие студентов Московского института инженеров
транспорта. Коммуналки же стали постепенно расселяться только после
войны, и на втором этаже расположился Дом пионеров.
В 1960–х годах жильцы коммуналок были
окончательно выселены. У дворца появился новый хозяин, Всесоюзный
научно-исследовательский институт геофизики. Тогда была проведена первая
реставрация памятника: его фасадам вернули первоначальный облик
середины XVIII столетия. Начали восстанавливаться и интерьеры.
И удивительный дом, получивший когда-то
ироническое прозвище комод, вновь стал восприниматься как подлинная
жемчужина елизаветинского барокко. Ведь известно, что настоящий жемчуг
погибает без человеческого тепла. |