Этот храм наименован в честь удивительного
человека и связан с именами не менее примечательных людей, оставивших
след в русской истории.
Согласно документам, история храма
началась в 1652 году, после перенесении мощей святителя Филиппа в
Москву, когда была построена деревянная церковь.
Филипп II (в миру – Фёдор Степанович
Колычев) был митрополитом Московским и всея Руси с 1566 по 1568 год. Он
прославился своими обличениями опричных злодейств царя Ивана Васильевича
Грозного. До избрания на московскую кафедру был игуменом Соловецкого
монастыря, где проявил себя как способный руководитель. Из-за несогласия
с политикой Ивана Грозного и открытого выступления против опричнины
попал в опалу. Решением церковного собора лишён сана и отправлен в
ссылку в тверской Отроч Успенский монастырь, где был убит. По одной из
версий, Малютой Скуратовым. Прах был отвезён и похоронен в Соловецком
монастыре.
Инициатором возвращения мощей в Москву
выступил Новгородский митрополит Никон (в миру Никита Минич Минин). В
1652 году царь Алексей Михайлович по согласованию с патриархом Иосифом
решил перенести мощи святителя в Москву. 11 марта в Соловецкий монастырь
было отправлено посольство из духовных и светских лиц во главе с
Никоном, которое 3 июня прибыло на Соловки. По просьбе монастырской
братии Никон оставил в монастыре часть святых мощей, а остальные
переложил в привезённую с собой раку и начал с ними обратное путешествие
в Москву. По дороге Никон письмами информировал царя о своём
передвижении, на всех остановках мощи вносили в храмы и при большом
стечении народа совершали перед ними молебны. 9 июля 1652 года мощи были торжественно
принесены в Москву. Их встречали крестным ходом с участием царя и
церковных иерархов. Он был прославлен для всероссийского почитания как
святитель Филипп Московский. 19 июля 1652 года мощи были положены в
серебряную раку в Успенском соборе около иконостаса. Позднее рака была
покрыта серебряной доской, которая была утрачена при захвате Москвы
войсками Наполеона. Часть серебра, отбитого у французов русской армией в
1812 году, была использована на возобновление раки митрополита Филиппа.
Ко времени возвращения Никона в Москву с
мощами Филиппа патриарх Иосиф скончался. Никон понимал, что вернулся в
столицу уже практически преемником почившего первосвятителя. Вскоре, в
том же 1652 году, из числа 12 кандидатов митрополит Никон, согласно
царскому желанию, был избран для поставления в патриархи. Никон
согласился принять нелегкий жребий патриаршего служения, но счёл нужным
получить от всех клятвенное обещание быть ему, патриарху, послушными во
всех делах веры и духовной жизни. Царь, бояре, народ дали такую клятву.
Мало того, он получил титул «Великий Государь» ввиду особого
расположения к нему царя. Он принимал участие в решении едва ли не всех
общегосударственных дел.
Одним из первых дел нового патриарха стало
строительство храма Филиппа митрополита на месте встречи мощей в
Мещанской слободе. Это уже вслед за этим Никон начнёт свою реформу,
которая приведёт к трагическому расколу и Церкви, и русского общества.
Вообще, Никон всячески поощрял церковное строительство. При нём были
сооружены богатейшие монастыри: Воскресенский под Москвой, именуемый
Новым Иерусалимом, Иверский Святоозерский на Валдае и Крестный
Кийостровский в Онежской губе.
Место, где был построен храм святителя Филиппа, находилось на землях, принадлежащих Троице-Сергиеву монастырю.
Службы в храме продолжались до 1689 года. К
этому времени она так обветшала, что её пришлось разобрать. Через два
года, в 1691 году, на её месте выстроили новую, каменную. К этому
времени царский престол занял Пётр I, отправив свою сестру правительницу
Софью в монастырь.
В середине XVIII века, уже в годы
правления императрицы Елизаветы Петровны, настоятель храма и прихожане
просили о ремонте храма.
Но настоящая перестройка началась только
во времена Екатерины II. В 1777 году, при московском архиепископе
Платоне (в миру Пётр Георгиевич Левшин), храм начали перестраивать.
Платон отличался завидной энергией и работоспособностью. Будучи
назначенным в 1775 году архиепископом Московским, он по-прежнему
оставался в должности архимандрита Троице-Сергиевой лавры и занимал
должность директора Славяно-греко-латинской академии. Он был возведён в
сан митрополита Московского и Коломенского в 1787 году. По преданию, уже
тяжело больной, в 1812 году он хотел было ехать на Бородинское поле,
чтобы поддержать русские войска.
Церковь Филиппа, митрополита Московского,
была задумана в качестве домовой церкви подворья митрополита Платона.
Кстати, этим и определяются скромные размеры храма. Но проект подворья
остался неосуществленным.
К работе по перестройке церкви Филиппа митрополита Платон привлёк архитектора Матвея Фёдоровича Казакова.
Строительство по проекту М.Ф. Казакова и
под руководством архитектора Семёна Антоновича Карина длилось десять
лет, и к 1787 году был выстроен величественный храм в стиле раннего
классицизма.
Ещё на стадии проекта Казаков предложил оставить нетронутой трапезную, а разобрать только главную часть храма конца XVII века.
К трапезной была пристроена двухэтажная
ротонда. С севера и с юга к ротонде примыкают дорические одноэтажные
портики. Вынос портиков равен выступу двухэтажного алтаря. Такое
построение обусловлено желанием уравновесить композицию ротонды, которая
нарушалась бы из-за примыкающей с противоположной стороны трапезной.
Сама ротонда достаточно монументальна:
дорический фриз и сильно вынесенный карниз усиливают впечатление
монолитности. Более дробные формы её завершения создают переход к лёгкой
и воздушной беседке. Беседка-фонарик венчает ротонду и как бы намекает
на его основную архитектурную тему – внутреннюю колонную ротонду храма.
Так, общее пирамидальное построение церкви, которое становилось с каждым
ярусом легче и воздушнее, позволило Казакову внести и в эту постройку
элементы изысканной камерности.
В оформление внутреннего пространства
церкви были мастерски введены колонны большого ордера. Полукольцо
четырёх ионических колонн и алтарная стена несут высокий светлый купол,
прорезанный окнами-люкарнами.
Хоры, помещенные вo втором ярусе между стеной и колоннадой, опираются на столбы, стоящие позади колонн.
Лирическую ноту в монументальную
композицию вносит малый коринфский ордер алтарной стены. Он оттеняет по
контрасту выразительность большого ордера.
Ювелирная красота деталей отделки
прекрасно гармонирует с крупными архитектурными формами. При общем
классическом характере превосходной архитектуры в частностях здесь ещё
много фантазии и живости стиля предыдущей эпохи – барокко.
В 1889 году при храме была построена богадельня, а в 1896 году – открыта церковно-приходская школа.
Храм был закрыт в 1939 году. С того времени до 1991 года в храме находились государственные учреждения.
С апреля 1991 года в храме возобновились
богослужения. К 1997 году было закончено строительство часовни и двух
зданий комплекса «Сибирского подворья», которое знаменует собой духовное
единение Москвы и сибирских земель. |