И Царь-пушка, и Царь-колокол уже давно
стали одними из символов России. Своим видом и размерами они словно бы
напоминают о временах, когда на Руси жили и творили удивительные
мастера-умельцы, чей талант и золотые руки до сих пор вызывают уважение и
восхищение.
Они установлены на Ивановской площади в Кремле.
Ивановская площадь в Кремле – одна из
древнейших площадей Москвы. Размеры и облик Ивановской площади
складывались на протяжении многих столетий. Но особый колорит ей придали
два всемирно известных памятника.
Существует расхожее мнение, что из
Царь-пушки не было сделано ни единого выстрела. Но как доказали учёные,
выстрел из этой пушки всё же был произведён.
Царь-пушку отлил знаменитый русский мастер
Андрей Чохов по приказу царя Фёдора Ивановича. Гигантское орудие весом в
2400 пудов (39 312 кг) отлили в 1586 году на московском Пушечном дворе.
Длина Царь-пушки – 5345 мм, внешний диаметр ствола – 1210 мм, а диаметр
утолщения у дула – 1350 мм. Орудие украшено поясами рельефов, на правой
стороне дульной части – изображение царя Фёдора Ивановича в короне и со
скипетром в руке, верхом на коне. На стволе с каждой стороны
размещаются по четыре скобы, предназначенные для крепления канатов при
перемещении пушки. Выше передней правой скобы над изображением царя
вылито: « Божиею милостию царь и великий князь Фёдор Иванович государь и самодержец всея великая Россия ».
Документы об испытаниях Царь-пушки или
применении её в боевых условиях не сохранились, что дало основание для
длительных споров о её назначении. Большинство историков и военных
считали, что Царь-пушка – это дробовик, то есть орудие, предназначенное
стрелять дробью, которая в XVI–XVII веках состояла из мелких камней. Царь-пушка в XIX и начале ХХ века так и именовалась во всех официальных документах дробовиком.
Тайна Царь-пушки была раскрыта лишь в 1980
году. Тогда пушку отвезли в Серпухов на реставрацию. После того как
орудие исследовали специалисты, то стало ясно, что Царь-пушка – это не
пушка, а классическая бомбарда! Название «бомбарда» произошло от
латинских слов bombus (громовой звук) и arder (гореть). Царь-пушка
(бомбарда) была предназначена для стрельбы каменными ядрами. Вес
каменного ядра Царь-пушки составлял около 50 пудов (819 кг). А записали
Царь-пушку в дробовики потому, что в России все старые орудия,
находившиеся в крепостях, за исключением мортир, со временем
автоматически перечислялись в дробовики.
Судьба Царь-пушки складывалась так. После
того, как Царь-пушку отлили и отделали на Пушечном дворе, её перетащили к
Спасскому мосту и уложили на землю. Чтобы передвинуть орудие, к восьми
скобам на его стволе привязывали веревки, в эти веревки впрягали
одновременно 200 лошадей, и те катили пушку, лежащую на огромных бревнах
– катках.
В 1626 году её подняли с земли и установили
на бревенчатых срубах, плотно набитых землей. Эти помосты назывались
роскаты. Роскат с Царь-пушкой поставили у Лобного места. В 1636 году
деревянные роскаты заменили каменными, внутри которых устроили склады и
лавки, торговавшие вином.
После «нарвской конфузии», когда царское
войско потеряло всю осадную и полковую артиллерию, Пётр I велел срочно
лить новые пушки. Необходимую же для этого медь царь решил добыть
переплавкой колоколов и старинных пушек. По «именному указу» было
«велено перелить в пушечное и мортирное литье» все старинные орудия.
Пётр не пощадил самые древние творения московских мастеров-литейщиков.
Исключение было сделано лишь для самых крупных орудий. В числе их и
оказалась Царь-пушка.
Позднее пушку переместили в Кремль. Сначала
она стояла во дворе здания Арсенала, а затем у главных ворот. Мало кто
знает, что в 1941 году, во время наступления гитлеровцев на Москву,
oбсуждaлся вопрос об испoльзoвaнии пушки при oбoрoне. В 60–е годы ХХ
века, в связи с постройкой Кремлёвского дворца съездов, Царь-пушку
переместили на Ивановскую площадь Кремля.
В настоящее время Царь-пушка, являющаяся
одним из крупнейших орудий в мире по калибру, находится на чугунном
декоративном лафете. Такими же декоративными являются и чугунные ядра,
отлитые в 1834 году в Петербурге на чугунолитейном заводе Берда.
Вторым выдающимся произведением русского
литейного искусства на Ивановской площади является Царь-колокол. Его
значительные размеры, удивительная четкость и красота декора вызывают
всеобщее восхищение.
Создание этого произведения явилось
закономерным итогом длительного развития бронзолитейного дела –
старейшей отрасли русского ремесла.
Техника литья колоколов на протяжении
многих столетий определялась общим уровнем развития литейного искусства.
Процесс отливки изделия был действительно искусством. Изготовление
своеобразно и мощно звучащего колокола всегда становилось большим
событием для мастеров литейного дела. Бронзовый гигант возвышается на 6,14 метра,
а его диаметр равен 6,6 метра. Вес его составляет 201 тонну 924
килограмма. Он высится на своём каменном постаменте с 1836 года.
История создания колокола началась в 1600
году. Тогда по приказу Бориса Годунова мастер Андрей Чохов отлил
40–тонный колокол, получивший название Большого Успенского. Но пожар
уничтожил деревянную колокольню, в которой он находился. Колокол упал и
разбился. Отлить новый, больше и лучше прежнего, распорядился уже царь
Алексей Михайлович. Осколки старого колокола собрали, добавили нового
металла, и в 1652 году появился второй Царь-колокол. Он весил уже 130
тонн, а его диаметр был 5,4 метра. Но спустя два года этого гиганта
разбили при Рождественских звонах.
В 1655 году Александр Григорьев из остатков
предыдущего колокола и опять-таки с прибавкой нового металла отлил
160–тонный Царь-колокол. Только язык его весил четыре тонны. За 10
месяцев его изготовления на колоколе успели выгравировать изображение
царя, царицы, патриарха Никона, херувимов. Этот исполин протянул дольше
других – до 1701 года. Случился очередной пожар. Огонь не пощадил
деревянные постройки Кремля. И шедевр литейного мастерства вновь
разбился.
В 1730 году императрица Анна Иоанновна приказала отлить новый колокол «чтобы в нём в отделке было весу 10 000 пуд».
Мастер Иван Фёдорович Моторин,
потомственный литейщик, с сыном Михаилом взялись за подготовительные
работы. Декоративные украшения на колоколе выполнили скульптор Фёдор
Медведев и мастера «пьедестального и формовочного дела» Василий Кобелев и
три Петра – Кохтев, Галкин и Серебряков.
Предполагалось, что изготовление закончится
в 1733 году, поэтому надпись на колоколе была подготовлена
соответствующая. Но проект слишком долго утверждали, затем произошла
авария в печах. Только в ноябре 1735 года колокол был отлит.
Ещё два года готовый колокол доводили до
полной готовности – заканчивали чеканные работы и украшения. Это и стало
причиной очередной беды – не стой он в яме, полной деревянных лесов,
может быть, пожар 1737 года и обошёл бы его стороной. Ну, а когда на
раскалённый колокол попала вода, он треснул. И повреждённый колокол
пролежал в яме почти сто лет. Только в 1836 году Царь-колокол был поднят
из литейной ямы и установлен на постамент, выполненный по проекту
Августа Августовича (Огюста) Монферрана.
Интересно, что затем не раз поднимался
вопрос о ремонте (спайке) колокола. Но в итоге от этого отказались, так
как выяснилось, что восстановить нормальное звучание будет невозможно.
Как и Царь-пушка, Царь-колокол стал лишь выдающимся памятником русского литейного искусства минувших веков. |