Он давно и заслуженно приобрёл народную любовь и статус одного из главных центров духовной жизни России.
Академический Малый театр, один из
старейших театров России, сыграл выдающуюся роль в развитии русской
культуры, становлении национальной драматургии.
Без этого достопримечательного жёлтого
здания трудно представить себе архитектурный ансамбль Театральной
площади, да и всего центра столицы.
Официально под названием Малый он открылся
14 октября 1824 года. Но свою историю, которая началась с формирования
постоянной драматической труппы в Москве, театр ведёт с середины XVIII
века.
Труппа Малого театра была создана при
Московском университете в 1756 году, сразу после известного указа
императрицы Елизаветы Петровны об учреждении «Русского для представления
трагедий и комедий театра». Именно этот указ ознаменовал рождение в
России профессионального театра. Вольный русский театр при университете
возглавил известный поэт и драматург Михаил Матвеевич Херасков. С 1759
года театр получил название Университетского. В 1760–е годы, претерпев
некоторые изменения и объединившись с другими труппами, он стал
называться московским Российским театром. На основе труппы университетского и
московского Российского театров в Москве была создана драматическая
труппа Большого Петровского театра. Репертуар состоял из лучших
произведений русской и мировой литературы. Среди авторов, чьи
произведения ставились труппой Петровского театра, Денис Иванович
Фонвизин, Иван Андреевич Крылов, Жан-Батист Мольер, Пьер-Огюстен
Бомарше.
В 1805 году здание Петровского театра
сгорело, и труппа осталась без сцены. Однако уже в следующем, 1806-м,
году в Москве была образована дирекция Императорских театров. На службу в
неё и поступили артисты бывшего Петровского. Новая труппа
Императорского Московского театра выступала на разных сценических
площадках, пока, наконец, дирекция Императорских театров не приступила к
осуществлению идеи архитектора Бове – превращению Петровской площади в
Театральную. Ведь параллельно с возведением сгоревшего Петровского
театра по проекту главного архитектора Москвы по «фасадической части»
Осипа Ивановича Бове шла перестройка особняка купца В.В. Варгина. В нём и
планировалось устройство театра для драматической труппы Императорского
Петровского театра.
После перестройки для театра особняка купца
Варгина по проекту архитектора Осипа Бове в 1824 году драматическая
часть Московской труппы Императорского театра получила собственное
здание на Петровской (ныне Театральной) площади. «Московские ведомости»
сообщали о первом спектакле в Малом: «Дирекция Императорского
Московского театра чрез сие объявляет, что в следующий вторник 14
октября сего года будет дан на новом малом театре, в доме Варгина, на
Петровской площади, для открытия онаго спектакль 1–й…»
А на следующий, 1825-й, год, после открытия
Большого театра, драматическая часть Московской труппы Императорского
театра получила собственное название – Малый.
Название «малый», как и находившийся рядом
«большой» театр (для оперных и балетных постановок), поначалу обозначало
лишь их сравнительные размеры.
Но вскоре слова «Большой» и «Малый» стали для театров именами собственными и ныне во всех странах мира звучат на русском языке.
От классических драм до лёгких водевилей – таков был обширный диапазон репертуара Малого театра.
Ещё при жизни Александра Сергеевича Пушкина
Малый создал сценические версии трёх произведений поэта: «Руслана и
Людмилы», «Бахчисарайского фонтана» и «Цыган».
Именно в Малом театре впервые в Москве была
полностью показана комедия Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от
ума». Эта постановка стала значимым этапом в истории театра.
Оживали на сцене театра и герои
произведений Николая Васильевича Гоголя. Целая плеяда великих актёров
блистала в «Ревизоре», «Мертвых душах», «Женитьбе» и «Игроках».
Для Малого театра писали Иван Сергеевич
Тургенев, Александр Васильевич Сухово-Кобылин и многие другие
замечательные авторы. Особая страница в истории театра связана с именем
выдающегося русского драматурга Николая Александровича Островского.
Творческое сотрудничество театра и драматурга имело огромное значение
для развития всего русского сценического искусства. Малый театр даже
стали неофициально называть Домом Островского.
Островский не только присутствовал, но и
сам неоднократно участвовал в репетициях. Николай Александрович дружил с
актёрами, а некоторые пьесы специально сочинял для определенных
исполнителей Малого театра по их просьбам, для их бенефисов. Островский
создал Московский артистический кружок, в который вошли многие его
знакомые актёры из Малого театра.
Порой реформаторские театральные позиции
Островского приводили к конфликтам с приверженцами прежних традиций. В
своих произведениях Николай Александрович отходил от пафосности,
акцентировал на важности игры всего ансамбля актёров, а не единого
главного героя. И тем не менее все его сорок восемь пьес были поставлены
на сцене Малого театра и в разные годы всегда входили в его репертуар.
Не зря перед зданием Малого театра стоит
памятник великому драматургу. Он был открыт в 1929 году (скульптор Н.А.
Андреев, архитектор И.П. Машков).
Пьесы драматурга не сходят со сцены Академического Малого театра и по сей день.
С Малым театром связаны имена многих
выдающихся артистов. На его сцене блистали Павел Степанович Мочалов,
Михаил Семёнович Щепкин, Пров Михайлович Садовский, Мария Николаевна
Ермолова, Александра Александровна Яблочкина и многие другие мастера.
Зарубежную драматургию представляли в театре произведения классиков мирового театра – Уильяма Шекспира и Фридриха Шиллера.
Рубеж XIX–XX веков был временем поиска
новых путей в искусстве. Искал новые пути развития и Малый театр. Актёр и
режиссёр Александр Павлович Ленский создал в 1898 году филиал Малого
театра – Новый театр. Там Ленский занимался педагогической деятельностью
и экспериментаторскими постановками. Затем во главе филиала встал
Александр Иванович Южин.
Повсеместно шёл поиск новых театральных
эстетик. Зачастую новые художественные веяния напрочь отрицали
академичность и старые традиции. Но Малый театр оставался верен своим
традициям. В 1918 году при театре открывается театральная школа (с 1938
года – Высшее театральное училище им. Щепкина), а в 1919 году Малому
театру присвоено звание академического.
Применительно к Малому театру уже давно
возникло такое понятие, как московская театральная школа. Эта школа
выразила суть русского актерского искусства – теплоту, сердечность,
страстность романтического протеста, сочувствие «маленькому человеку» и
стремление к естественной искренности и правде жизни на сцене. И
традиции московской театральной школы, благодаря Малому театру, крепнут и
развиваются. |