Религиозное сознание, представление о «божественном», как уже
отмечалось выше, присуще человеческому сознанию. Однако формируется и
формулируется оно не только на основании внутреннего чувства и
индивидуального опыта человека, а в значительной степени и на основании
той историко-культурной, языковой, общественной и собственно
религиозной среды, в которой происходит духовное формирование личности.
Сочетание этих факторов в любой момент человеческой истории бесконечно
велико, и соответственно богат спектр религиозных форм, традиций, школ и
вероучений. Попытка их систематического описания и классификации
сталкивается с определёнными трудностями и не может считаться
исчерпывающей.
При сопоставлении религиозных верований существенным признаком
является признание или непризнание тождества между божеством, с одной
стороны, и миром и человеком — с другой.
Этот признак позволяет выделить следующие категории: пантеистические религии
(историческими формами пантеизма считаются некоторые системы индийской
(брахманизм, индуизм, веданта) и китайской (даосизм) философии)
утверждают единство и тождественность божества и мира; теистические религии
(например, христианство, ислам, иудаизм) признают независимое
существование божества и тварного (т. е. сотворённого божеством) мира и
человека.
Следующим признаком для различения религиозных верований служит признание или непризнание господства
единого божества над миром и человеком, разделяющее верования на политеистические (индуизм, даосизм, синтоизм, а также языческие религии народов Севера, Африки, исповедующие существование множества богов) и монотеистические (единобожие). Примерами последних можно считать «аврамические» религии — иудаизм, христианство, ислам.
Вероучения, представляющие единобожие, различаются между собой
главным образом отношением к личности Христа. Иудеи ожидают пришествия
Его как идеального, посланного Богом царя и потомка Давида.
Христианство исповедует Иисуса Христа, родившегося две тысячи лет
тому назад, распятого за грехи всего человечества, воскресшего на
третий день и грядущего во втором Своём пришествии судить живых и
мёртвых и установить Своё вечное царствие. Ислам же, связывает спасение
верующего со следованием «пяти столпам», т. е. вероисповедальным,
нравственным и ритуальным основам исламского учения.
В зависимости от следования древнейшим традиционным формам или
нравственным установлениям и нормам иудаизм в современном мире
представлен в своём ортодоксальном, традиционном и реформистском
течениях.
Принципиальные различия течений внутри ислама прослеживаются по
вопросам в основном правоприменения, а не догматики (вероучения), за
исключением вопроса о свободе воли и, следовательно, личной
ответственности: шииты возлагают её на человека в гораздо большей мере,
чем сунниты, подчёркивающие в своём учении роль божественного
предопределения.
Различные христианские традиции, отражая исторический опыт церкви,
выделяют те или иные грани и аспекты христианского вероучения,
богослужения или благочестия, которые в той или иной
культурно-исторической среде оказывались наиболее актуальными и
принципиально важными. В названиях, исповеданиях и богослужебной
практике различных современных церковных объединений (баптисты,
пятидесятники, православные, адвентисты и т. д.) этот исторический
духовный опыт находит более или менее яркое выражение. Например,
баптистская церковная традиция настаивает на необходимости крещения по
личному исповеданию веры человеком в зрелом возрасте, в то время как
православная и лютеранская традиции допускают крещение младенцев по вере
родителей или духовных восприемников.
При этом решения вопроса об отношении члена современного
российского общества к вере и к Богу, очевидно, не следует ждать ни от
государственной власти, ни даже от властей и религиозных авторитетов,
задача которых, вероятно, должна сводиться, с одной стороны, к
предоставлению населению наиболее полной и непредвзято подобранной
информации о различных вероучениях, а с другой — к обеспечению права и
возможности каждой личности совершить этот выбор самостоятельно,
ответственно и осведомлённо. Верующий человек в современном обществе
ощущает на себе давление, происходящее, как правило, из бытующих в нём
представлений о вере.
|