В
храмовом космосе очень важен звук. В храмах акустика не совсем обычная, в древних
храмах для усиления акустических возможностей в кладку замуровывали горшки и
кувшины, чтобы увеличить количество сферических поверхностей, отражающих звук.
Поэтому голос, даже не самый громкий, здесь хорошо слышен. Православный храм
ориентирован на человеческий голос, как все мироздание — на человека.
Единственным
музыкальным инструментом в православном храме является колокол. Отцы Церкви
отдавали предпочтение человеческому голосу, считая его самым совершенным
инструментом, созданным Самим Богом. Но колокола остались. Вначале их роль была
исключительно подсобной — созывать верующих на молитву.
Большие
колокола используются нечасто, только в торжественные или трагические моменты.
Обычно на колокольне православного храма подвешено несколько колоколов разного
размера. В православии сложилась традиция благовеста — колокольной полифонии,-когда
звонарь приводит в движение несколько десятков колоколов, каждый колокол
ведет свою партию, но звуки всех сливаются в единую гармонию радостного ликования.
Хоровое, унисонное пение, господствовавшее в русской православной традиции
вплоть до конца XVII века, является своего рода духовной школой для человека,
который, подстраивая свой голос к звучанию хора, учился гармонической
согласованности своего духовного мира с духовным миром других людей, и в целом
— со всем мирозданием, созданным Богом по законам гармонии.
Музыкальная часть
богослужения, как и все в храме, имеет не только и не столько эстетическое
значение, но свой глубокий смысл, помогающий глубже понять существо
православной веры. Здесь слова и мелодия теснейшим образом связаны между
собой, поэтому отцы церкви учили: «Пусть голос твой поет, а ум прилежно
размышляет над песнопением». Содержание церковных песнопений должно строго
соответствовать догматике — основам веры. Многие песнопения выполняют ту же
роль, что и храмовые росписи — объясняют, научают истинам православия.
|