Типичный
православный храм со всеми его лампадами, свечами и всепроникающим запахом
ладана очень отличается от атмосферы богослужения в западных христианских
храмах. Храм — несравненно больше, чем место, где проводят молитвенное
собрание; он — образ неба на земле. Если нижние части нефа изображают видимый
мир, то купол, а тем более алтарь — символы неба, где ангелы, архангелы и все
силы небесные поклоняются триединому Богу.
Входя
в храм, верующие обходят его кругом, целуют иконы, зажигают перед ними свечи,
молятся. Они могут поднести к северным вратам маленькую круглую булочку, именуемую
«просфорой» (т.е. «приношением»), и передать ее вместе с поминальным списком
живых и умерших диакону или алтарнику. Атмосфера в церкви исполнена
благочестия и в то же время неформальна, чему в большой мере способствует то,
что в этих храмах нет составленных в ряды сидений. В западных церквах так
бывает редко — как правило, там стоят скамьи или стулья.
Православный
храм — это целый мир, и в нем можно научиться ориентироваться. В восточной
части храма помещается алтарь, потому что Христос — свет миру. Восточная часть
храма символизирует также Святую Землю — Вифлеем, Назарет, Иерусалим, где
родился, жил, пострадал и воскрес Христос. Сама форма алтарной апсиды —
полукруглая — напоминает пещеру, а христианская традиция чтит две пещеры —
Вифлеемскую, где родился Христос — и Гроб Господень, куда положили снятое с
Креста тело Иисуса и откуда Он восстал, разрушив узы смерти. Противоположная
восточной, западная сторона храма символизирует заход солнца, там, в притворе,
расположенном в западной части храма, стоят кающиеся и некрещеные. Храм и его
росписи — это книга, предназначенная для того, чтобы ее можно было прочесть.
Читать эту книгу нужно сверху вниз, ибо храм приходит сверху, с неба. И верхняя
его часть называется «небо», а нижняя — «земля».
Небо и земля — составляют
космос (это слово по-гречески означает «украшенный»). И действительно, храм
внутри расписывали всюду, где только можно, даже в уголках, которые не видны
глазу. Роспись выполнена тщательно и красиво, потому что главный зритель всего
— Бог, Всевидящий и Всемогущий. Его образ располагается в самом куполе, в
наиболее высокой точке храма. Бог в православной традиции изображается в виде
Иисуса Христа — Пантократора (Вседержителя). В левой руке Он держит книгу,
правой — благословляет Вселенную.
При
переходе от купола к основному объему храма образуются полусферические плоскости,
на которых изображаются четыре евангелиста, несущие на землю небесную Благую
Весть через Евангелия. Своды и арки соединяют небо и землю. На сводах
изображаются основные события евангельской истории, на арках — апостолы,
пророки, святые, те, кто помогает людям в их восшествии на небо. Стены храма
расписываются сюжетами из Священной истории: это Ветхий Завет, Новый Завет, а
также Вселенские Соборы, жития святых — вплоть до истории государства и данной
местности. Круг сюжетов на первый взгляд кажется ограниченным и повторяющимся,
тем не менее ни один храм внутри не похож на другой — в каждом программа росписей
оригинальная.
Православный
храм можно назвать энциклопедией. В каждом храме присутствует вся история
человечества, начиная с грехопадения Адама и Евы вплоть до современности,
святых XX века. Кульминация мировой истории и вершина мироздания — Голгофа,
место, где был распят Иисус Христос, совершилась Его Крестная жертва и победа
над смертью в акте Воскресения. Все это сосредоточено в восточной части
храма, там, где расположен алтарь. Пролог и эпилог мира — в противоположной
части храма, на западной стене: здесь можно увидеть сцены сотворения мира,
образ лона Авраамова — рая, где души праведных пребывают в блаженстве. Но чаще
всего западную стену занимает изображение Страшного Суда, потому что выходя из
храма через западные двери, человек должен помнить о том часе, когда
закончится его земная жизнь и каждый предстанет на Суд. Однако, Страшный Суд
должен не столько напугать, сколько напомнить человеку об ответственности за
прожитую жизнь.
|