Символом
единства земного и небесного является объединение в храме двух потоков света —
света горнего, льющегося сверху, из-под купола, и света дольнего, идущего от
свечей и лампад, символизирующих молитвы верующих.
В
храмовом действе свет играет роль дирижера: именно от света во многом зависит,
как воспринимается храмовое пространство и все, что наполняет его и происходит
в нем. Во время вечерних служб свет обычно гасится, и храм погружается в
полумрак. Это символизирует мир, погруженный во мрак до пришествия Христа. Во
время утрени священник провозглашает: «Слава тебе, Показавшему нам свет!» и зажигаются
паникадила (большие светильники, свешивающиеся с потолка), зажигаются свечи,
и храм наполняется светом.
А по большим праздникам, особенно на Пасху, храм
заливают потоки света. Празднование Воскресения Христова начинается в субботу,
глубокой ночью, также в темноте. Ровно в полночь священники в алтаре начинают
петь пасхальные славословия, их подхватывают прихожане. Зажигаются свечи,
которые каждый из пришедших держит в руке.
Так, от свечи к свече, передается
живое пламя — и вот уже храм наполнен сотнями и тысячами маленьких огоньков,
сливающихся в движущуюся огненную реку, которая с крестным ходом обходит весь
храм. Звучит возглас священника: «Христос воскрес!» — и тысячи голосов
радостно отвечают: «Воистину воскрес!» В храме зажигаются все светильники,
чтобы света было как можно больше. Воскресение Христово празднуется Церковью
как победа над смертью, над миром тьмы и греха. Пасха — это торжество света.
|