Основателем
«Церкви сайентолигии» стал отставной морской офицер Лафайет Рон Хаббард,
родившейся в Тилдене (штат Небраска) в 1911 году. Он перепробовал несколько
занятий — был золотоискателем в Вест-Индии, руководил киноэкспедицией в южные
моря и, наконец, стал писать научно-фантастические романы. К тому времени, как
он решил заняться созданием религиозного движения, им было написано 76
романов. В 1950 году он издал книгу под названием «Дианетика: современная наука
о духовном здоровье». Термин «дианетика» Хаббард объясняет как сочетание
греческих слов, которые в переводе означают «через душу» или «через сознание»,
т. е. «наука о сознании» или «сайентология» (наукология). «Дианетику» он
считает новой наукой, которая обходится без помощи гипноза, наркотиков,
хирургии и других искусственных средств, но направлена на духовное оздоровление
человека. Книга произвела большое впечатление на американское общество. За три
месяца было распродано 100 тысяч экземпляров. После такого шумного успеха Хаббард взялся за создание «дианетических» организаций и институтов в различных
штатах Америки.
Он
пропагандировал «дианетику» как науку, но эта претензия не нашла отклика в научных
кругах США. Тогда Хаббард переориентировал свое детище, объявив его
религиозным учением. Для этого он прибег к ряду наукообразных терминов,
довольно звучных, но мало что говорящих обывателю.
Человека,
вступающего в организацию «Церковь сайентологии», он объявил «до-ясным», т. е.
еще не освобожденным от многих духовных проблем. Тот, кто сумел справиться с
духовными затруднениями, получал название «ясного». «Ясным» быть может кто
угодно, лишь бы данный субъект обладал здоровой нервной системой — после
специального комплекса «дианетической» терапии разум его прояснится.
«Дианетическая»
терапия требует довольно больших затрат. Приходится оплачивать аудитора
(контролера) или личного советника, предоставляемого обществом. Аудитор
проводит над «до-ясным» процедуру, похожую на смесь психотерапии и
католической исповеди. Исповедь должна быть предельно откровенной, для чего
аудитор использует «детектор лжи» — две пустые консервные банки, соединенные
гальванометром. Нови- чек (неофит) должен держать руки на банках и, не сводя
глаз с аудитора, отвечать на его вопросы. Эта процедура, по мнению Хаббарда,
избавляет человека от «энгармов», скрывающихся в его подсознании и нарушающих
его духовное здоровье. Некоторые «энгармы» неофит получает еще в материнской
утробе. Цель «до-ясного» вспомнить, что происходило, когда он был еще
зародышем, с его родителями, и если ему это удается — значит, он находится на
пути «ясности».
Основным
пунктом в учении Хаббарда являются «тетаны». Это бессмертные духи, существующие
более 74 миллиардов лет, всемогущие существа, не подчиненные никаким законам
физики. «Тетаны» презирают собственное бессмертие. Чтобы отвлечься от навязчивой
вечности, они играют в игры, создавая различные Вселенные, или перевоплощаются
в деревья, животных и, наконец, в людей. Заигравшись, «тетаны» увязли в
материальном мире настолько, что забыли, кем они являются в реальности. После
многочисленных перевоплощений они забыли о своем божественном происхождении.
Хаббард
утверждает, что находится в неустанном поиске методов, с помощью которых можно
убедить «тетанов» отказаться от придуманных ими игр. Главную тайну «тетанов»
он описал в книге «История человека». Вывод ее таков: иногда «тетан» мгновенно
переходит из одного тела в другое, а иногда делает паузу в несколько миллионов
лет, прежде чем снова явит себя на Земле.
Чтобы
освободиться от «энгарм», «до-ясный» должен пройти восемь степеней «ясности».
Сначала Хаббард опасался кого-либо объявлять «ясным», чтобы тот своим
поведением не скомпрометировал процедуру достижения «ясности», но позже дело
было поставлено на поток. Надо сказать, курс «прояснения» требует от неофита
огромных материальных затрат.
По
мере превращения сайентологии из псевдонауки в религию, Хаббард перестроил свою
организацию. Он составил своеобразные молитвословы, написал правила поведения
воскресных церковных слуясб, возвел в сан священников служителей нового культа,
чтобы они могли заниматься крещением, заключением браков и похоронами. Во
время крещения священник должен представлять «тетану» неофита.
Официальная
цель организации — «пропаганда и просвещение в области теологии и религиозной
философии в приложении к сайентологии». Сайентологи исповедуют веру в
переселение душ и в физическое бессмертие. Они проводят собрания, конференции,
сеансы самоанализа, которые контролирует «детектор лжи». Информация, которую
должен воспринять неофит, выдается понемногу во время длительных сеансов,
когда его заставляют выполнять различные команды. Исповеди имеют цель довести
человека до состояния робота: он утрачивает представление о реальности и
сознание его переносится в некий фантасмагорический мир. Неофит обязан изучать
многостраничные труды Хаббарда, испещренные формулами и таблицами,
пояснительными рисунками и труднопонимаемыми умозаключениями.
За
проступки верующих сайентологи ввели систему наказаний. Иногда наказание
представляет собой крупный денежный штраф, иногда — заключение в штрафном батальоне,
называемом «подразделение проекта реабилитации», где они заняты тяжелым физическим
трудом и изучением книг Хаббарда.
Сначала
центр сайентологии находился в Вашингтоне, но после того как им заинтересовалась
полиция, «Всемирную штаб-квартиру» перевели в Англию, в графство Сассекс.
Туда
стали стекаться паломники из разных стран для прохождения курса прояснения.
В
страны СНГ сайентологи пришли после смерти Хаббарда в 1986 году и секта получила
широкое распространеннее В некоторых других странах, например в Германии, сайентологию
воспринимают не как религиозную, а как политическую организацию фашистского
типа с коммерческим уклоном и накладывают на ее деятельность суровые запреты.
|