В
1990 году Сергей Тороп, взяв имя Виссарион, основал Церковь последнего Завета.
Себя
он называет «новым мессией, Сыном Божиим, проводником Духа Святого Великой
Мудрости Творца». Он периодически публикует «Слово Виссариона, являющего
последний Завет». В своих сочинениях Виссарион именует себя Сыном Человеческим.
Город, в котором проживает Виссарион, находится неподалеку от Минусинска, в
Сибири. Это небольшой городок с населением 5 тысяч человек. Виссарион ратует
за постройку вокруг храма Минусинска города Солнца, в котором будут спасаться
его ученики, когда, по его утверждениям, грянет конец света.
Основателем
другого самобытного движения является Порфирий Иванов. Группа, созданная под
его руководством, называется ива новцы, порфирьевцы, или детки. В 1933 году Порфирий пережил просветление, после которого
ощутил себя материализовавшимся духом Бога Отца. Его учение признает разные
религии. Для христиан он является новым Христом, для буддистов — Майатрей, для
мусульман — последним пророком. Главный свой труд Иванов назвал «Детка». Бога
и себя он называет «Паршиком». Ивановцы верят в то, что «Христос принес
соборность между людьми, а Иванов дал более высокую степень соборности: людей и
природы».
И в
самом деле, в учении Порфирия Иванова много внимания уделено природе. Эта
часть его доктрины не претендует на религию. Иванов до самого дня своей
кончины в 1983 году пропагандировал народно-оздоровительный образ жизни,
систему закаливания, ходьбу по снегу босиком, внимательного отношения ко всем
проявлениям природы и использование народных средств для поддержания бодрости
тела.
Высказывания
Порфирия Иванова включают отрицание бессмертия души. Отсюда и исходит его
народно-оздоровительная теория, призванная закалкой тела сделать его практически
бессмертным. Своих последователей он призывал обращаться с молитвами к нему,
Иванову, как к Учителю. «Проси меня как учителя. Проси меня, а не природу», —
учил Иванов, который не признавал божественность Христа.
|