XIX—XX века в России — это время революционных
бурь и потрясений, на фоне которых истинная вера в Христа резко уменьшилась.
Официально считалось, что все русские принадлежат к православной автокефальной
церкви. Однако перепись, проведенная в середине XIX века, показала, что в
России к раскольникам и сектантам принадлежало около 20% всего населения.
К
1905 году православие оказалось в полной зависимости от государственных чиновников,
которые достигали в церкви порядка и единообразия исключительно административными
методами. Руководители православной церкви это понимали, поэтому они настойчиво
добивались от царя Николая II, как главы церкви, разрешения на созыв собора с целью
восстановления патриаршества и отделения государства от церкви. По мнению всех
здоровых сил церкви, это была единственная возможность изменить вошедшую в
обыкновение государственную практику, при которой православное духовенство
использовалось как политический инструмент. Николай II, со своей стороны, не
видел среди высших иерархов
лиц,
которые бы способствовали возрождению православия, и даже выдвинул свою кандидатуру
на патриарший престол, намереваясь передать монаршью власть своему сыну Алексею.
Но это предложение не нашло отклика у священнослужителей, и дело с созывом собора
затягивалось.
Только
после отречения государя от престола в августе 1917 года был созван собор,
представленный всеми архиереями и множеством приходских священников и мирян от
шестидесяти шести епархий. Все 564 делегата высказались за восстановление
патриаршества. 5 ноября 1917 года жребий стать патриархом Московским и всея
Руси выпал митрополиту Тихону (Белавину В.И.). Он и возглавил церковь в это
тяжелое время, когда многие ее чада после Октябрьского переворота превратились
в атеистов и воинствующих безбожников, громивших храмы и уничтожавших иконы.
Патриарх
Тихон признал советскую власть как законное правительство. Он считал своим
долгом сохранять нейтралитет, так как не мог ввиду надвигающейся гражданской
войны делить строго паству на красных и белых. Тихон отказался даже дать
тайное благословение вождям белогвардейского движения, объясняя это тем, что
церковь не может благословить междоусобицу.
Одним
из первых декретов, принятых советской властью в начале 1918 года, был декрет
о свободе
совести,
которым церковь отделялась от государства, а гражданам разрешалось исповедовать
или не исповедовать любую религию. В декрете существовали пункты, согласно которым
церковные и религиозные общества не мо- гут иметь права собственности, не имеют
прав юридического лица, а все их имущество становится государственной
собственностью.
В
годы гражданской войны и террора патриарх направил Ленину три послания. В первом
из них говорилось: «Вы обещали свободу,.. Но это ли свобода, когда никто без
особого разрешения не может высказать открыто свое мнение? Где свобода слова и
печати, где свобода церковной проповеди?» Патриарх решительно высказывался не
только против практики расстрелов большевиками, но и осуждал белых и
петлюровцев за еврейские погромы.
Вскоре
большевики начали антирелигиозную борьбу против духовенства, в которой первыми
жертвами стали киевский митрополит Владимир и петроградский митрополит
Вениамин.
В
1919 году был издан декрет о насильственном вскрытии мощей и передачи их в
музей. Это произошло в атмосфере откровенного террора против церкви под видом
борьбы с контрреволюцией. В 1921 году во многих районах страны начался
страшный голод. Церковь устремилась на помощь голодающим. Был создан
Всероссийский церковный комитет для спасения нуждающихся. Большевики, опасаясь
повышения авторитета церкви, закрыли комитет, а все собранные средства
направили на выплату долга Германии по Брестскому договору. В это время в
секретном письме к Молотову Ленин писал: «Именно теперь и только теперь, когда
в голодных местностях едят людей и на дорогах валяются сотни, если не тысячи
трупов, мы можем (и поэтому должны) провести изъятие церковных ценностей с
самой бешеной и беспощадной энергией и не останавливаясь перед подавлением
какого угодно сопротивления... Чем большее число представителей реакционного
духовенства и реакционной буржуазии удастся нам по этому поводу расстрелять,
тем лучше...» Распоряжение вождя было выполнено: с октября 1917 года по конец
декабря 1921 года было убито от 10 до 14 тысяч представителей духовенства и
мирян.
В
1922 году ГПУ выступило инициатором по внесению церковного раскола в православие. На эту цель
были выделены огромные средства. Для борьбы с православием была создана группа
«живая церковь» и использовано движение православной церкви, которая
стремилась приблизить к народу церковную жизнь, осовременить ее, обновить.
Многие из «обновленцев» действительно хотели возрождения духовной жизни, в том
числе и священник А.И. Введенский, и ГПУ не преминуло этим воспользоваться.
6
мая 1922 года патриарха Тихона арестовали, предъявив ему обвинение в сопротивлении
изъятию церковных ценностей, после чего священники-обновленцы убедили его временно передать им канцелярию,
чтобы не лишить церковь управления. Тихон уступил их просьбе, но вместе с тем
вызвал в Москву ярославского митрополита Агафангела, чтобы назначить его своим
местоблюстителем. Но сотрудники ГПУ задержали приезд Агафангела, и высшее
церковное управление оказалось в руках у обновленцев. Последние соединили разные
церковные группы, в том числе «живую церковь» и «Союз общин древнеапостольской
Церкви», возглавляемый Введенским. Большевики признали обновленческую церковь законной православной организацией
и разрешили
ей созвать
свой собор. На нем были введены григорианский календарь, богослужение на русском
языке и некоторые другие новшества. Патриарх Тихон не признал законности этого
собора.
12
апреля 1925 года патриарх Тихон умер. В своем завещании он назвал имена трех
местоблюстителей на случай невозможности избрать нового патриарха каноническим
путем. Двое из них находились в заключении, и местоблюстителем стал митрополит
Крутицкий и Коломенский Петр (Полянский). Поскольку он не желал идти на контакт с
обновленцами, его арестовали и спустя двенадцать лет заключения расстреляли
«за антисоветскую агитацию». До смерти Петр успел назначить местоблюстителем
митрополита
Сергия
(Старогородского И. Н.),
с 1943 года ставшего патриархом Московским и всея Руси.
Новый
местоблюститель оказался перед трудным выбором: спасти церковь от раскола и
добиться от государства ее легализации или продолжать непримиримую борьбу. Ему
было предложено подписать «Декларацию о лояльности советской власти». В
противном случае ГПУ обещало расстрелять всех находящихся в лагерях
священников. Митрополит Московский и Коломенский Сергий, желая сохранить их
жизни и церковный мир, подписал «Декларацию». В результате были освобождены
некоторые арестованные архиереи и верующие получили некоторое облегчение.
Не
все иерархи были согласны с такой политикой Сергия Старогородского, который
пытался спасти церковь от полного истребления. Часть архиереев выступили
против него, что было на руку партийным работникам. Под руководством Емельяна
Ярославского партийцы организовали Союз воинствующих безбожников, в который вступили свыше пяти
с половиной миллионов человек. Хулиганы громили церкви, сжигали иконы,
устраивали антирелигиозные театральные представления. С 1929 года были
отменены все христианские праздники и повсеместно прошла «антиколокольная
кампания». К 1940 году на территорией Советского Союза осталось менее двухсот
храмов. Число епископов сократилось с почти двухсот до четырех. Не было ни
одного действующего монастыря. Но вместе с тем единство русского православия
восстановилось — обновленческие приходы перешли в ведение Сергия.
С
началом Великой Отечественной войны Сталину понадобилась поддержка всего
народа, среди которого еще много оставалось верующих. Митрополит Сергий
организовал сбор пожертвований для армии и повсюду распространял
патриотические воззвания. В 1943 году Сталин имел с ним встречу, на которой
вождь пообещал предоставить религиозную свободу внутрицерковной жизни и
прекратить гонения на духовенство и верующих.
К
концу 1947 года в Советском Союзе действовало свыше 14 тысяч православных храмов,
восстановились епархии, увеличилось число епископов, открылось семь семинарий и
две академии. Сергию Старогородскому не довелось это увидеть; он умер в 1944
году, рекомендовав своим преемником митрополита Ленинградского и Новгородского
Алексия (Симанского С.В.), который в 1945 году стал патриархом.
После
войны Московская патриархия присоединила к себе православные приходы, находящиеся
в Венгрии, Эстонии, Литве, Чехословакии и в Китае. Греко-католические приходы
Украины под давлением властей перешли в православие.
В
50-е годы XX века на церковь начались новые гонения. Патриарх Алексий I,
который попытался дать отпор власти, умер в 1970 году, а на поместном соборе
1971 года патриархом избрали митрополита Пимена (Извекова С.М.). К этому
времени действующими оставались совсем немного храмов.
В
1988 году в связи с празднованием 1000-ле- тия крещения Руси состоялся собор
Русской православной церкви. На нем был утвержден новый устав, восстановивший
положение священника как главы церковного прихода. В октябре 1990 года
государство приняло закон о свободе совести. В этом же году на место скончавшегося
Пимена избрали патриархом Московским и всея Руси Алексия II. Число епархий со
священнослужителями стало стремительно расти. Уже к 1997 году церковь имела 430
монастырей и 51 учебное заведение. В этом же году был издан закон,
определивший православие, ислам, буддизм и иудаизм как традиционные религии
на территории России и введший ограничение на деятельность каких-либо
религиозных групп.
|