Догмат
о непогрешимости папы, предполагавший его право на светскую власть в Риме и
близлежащих районах, сделал возможным запрет на участие католиков в
избирательной кампании. Запрет действовал до начала XX века, лишая католиков
возможности принимать участие в формировании итальянского государства.
Папа
Пий XI (1922—1939) — высокообразованный богослов и одаренный администратор. В
своей деятельности он придавал большое значение миссионерской работе в
неевропейских странах. За время его понтификата число миссионеров
удвоилось. В 1929 году Пий XI подписал правительственное соглашение о признании
Италией
суверенного государства Ватикан под властью папы. Правительство Италии предоставило
Ватикану финансовую компенсацию за потерю других папских территорий. В ответ
Пий XI признал Итальянское королевство законным государством со столицей в
Риме. В 1937 году он осознал угрозу, исходящую от фашизма, и издал две энциклики
(послания), направленные против нацизма.
Его
преемник Пий XII (1939—1958), будучи опытным дипломатом, исключительно много
времени отдавал молитве и неустанному труду по предотвращению Второй мировой войны.
Когда война стала неизбежной, Пий XII приложил все усилия, чтобы удержать
Италию от участия в ней. Это не получилось, и он поддержал заговор с целью
свержения главы фашистского режима в Германии, который также не удался. Во
время войны он пытался сохранить нейтралитет, рассчитывая на то, что в нужный
момент сумеет выступить посредником между воюющими державами. Пий XII опасался
победы нацистов и вместе с тем его тревожил рост влияния коммунизма, на борьбу
с которым он направил свои усилия после войны.
Пий
XII поддержал экуменическое движение, зародившееся в XIX веке. В начале XX
столетия церкви в разных странах света начали развивать самостоятельную
деятельность, пытаясь применить христианство к своим конкретным условиям. В
результате экуменическое движение окрепло. Слово «экуменический» означает
«обитаемая земля», кроме того под словом «экуменизм» можно понимать
миссионерское движение, ведущее к единению всех христиан. Благожелательно относясь
к экуменизму, Пий XII в 1950 году положил предел его развитию, провозгласив
новый догмат о телесном вознесении Девы Марии на небо, тем самым умаляя
центральное положение Христа. Вместе с тем он всячески способствовал
интернациональности церкви, понимая, что эпоха колониализма закончилась.
После
Пия XII на папский престол взошел престарелый Иоанн XXIII (1958-1963). Свою
основную миссию он видел в восстановлении связи церкви с миром. Через три
месяца после своего избрания он объявил о созыве экуменического собора в
Ватикане и создал Секретариат развития христианского единства.
Заседания
II Ватиканского собора открылись в октябре 1962 года. 46% прелатов на нем
представляла Западная Европа, Канада и США, 42% — Латинская Америка, Азия и
черная Африка, свыше половины епископов представляли бедные церкви, возможность
пребывания представителей которых оплачивалась из средств более богатых
церквей. На соборе присутствовало свыше 90 наблюдателей-некатоликов.
Первым
обсуждался документ, касавшийся обновления литургии, за который проголосовали
приверженцы модернизации литургии, а их было большинство. Этот документ был
принят при папе Павле VI — Иоанн скончался в 1963 году. Согласно этому
документу верующим разрешалось использование родного языка в гораздо большей
степени, чем прежде при богослужении, и позволялось вносить изменения в
литургические книги в соответствии с потребностями различных групп, регионов и
народов. Собор также принял документы
о восточных церквах и об экуменизме. Острые споры развернулись вокруг документа
о религиозной свободе, в котором заявлялось о необходимости уважать
религиозную свободу как отдельных людей, так и объединений и что любые
религиозные группы имеют право организовываться согласно собственным
принципам, «если только не нарушаются справедливые требования общественного порядка».