Британские
колонии в Америке всегда имели определенную автономию, создавали собственные
органы управления и налаживали производства, учитывая свои интересы, а не
потребности Англии. Во второй половине XVIII века британские власти попытались
вмешаться в управление колониями, но получили жестокий отпор. В ответ
британское правительство разместило в колониях войска. Между ними и колониальной
армией происходили столкновения, которые вылились в войну за независимость.
Армия
колонистов
под
руководством главнокомандующего Джорджа Вашингтона одержала победу в этой войне над английским
колониальным господством. Конгресс в Филадельфии принял в 1776 году Декларацию
независимости, в которой колонии провозгласили себя независимыми и свободными
государствами, объединившимися в Соединенные Штаты Америки. Франция и Италия выступили
союзниками нового государства. В 1787 году Конституцией Соединенных Штатов
была провозглашена новая форма государственного устройства — федеративная
республика с четким разграничением ветвей власти. Бывшая законодательная власть
теперь принадлежала Конгрессу, исполнительская власть — Президенту, судебная
— Верховному суду. Первым президентом США стал Джордж Вашингтон (1789—1797).
Все
эти события глубоко затронули религиозную жизнь Северной Америки. Традиционные
учения и обычаи христианских церквей стали считаться пережитками прошлого,
несовместимыми с прогрессом. Появились разные церкви, объединяющие по-разному
называющихся христиан в добровольные организации.
Сначала
внутри церковных организаций возникло два учения — унитарианство и универсализм. Первое, появившееся вместе с
провозглашением независимости, распространилось в кругах англикан, не желавших
следовать традиционной ортодоксии. Унитарианские церкви отвергли учение о Троице и человеческой греховности. Они придавали
большое значение свободной воле человека и его интеллектуальным возможностями.
В основе унитарианского учения была идея рационализма.
Второе учение —
универсалистское — возникло после принятия Декларации независимости. В этом
учении утверждалось, что все в конце получат спасение, так как любовь Бога
искупит человеческие грехи. Позже в торговых кругах Нового Света сформировалось
учение о недоступности познания, находящегося за пределами всякого возможного
опыта —
трансцендентализм, сочетавшее в себе рационализм с романтизмом. В 1783 году оставшиеся в Новом Свете англичане объединились в Протестантскую епископальную
церковь. В
1784 году появились американские методистские церкви, возглавляемые епископами.
Создание
некоторых церквей вызвало серьезные конфликты между североамериканскими
протестантами. Такою стала церковь «Учеников Христа», призвавшая всех протестантских христиан к
единству через неукоснительное следование Божьим заповедям и возвращению к
идеалам раннего христианства. Целью «Учеников Христа» было установление в
Америке христианского единства.
В
конце XVIII века в Соединенные Штаты хлынул поток эмигрантов со всей Европы. Он
был вызван наполеоновскими войнами, социальными и экономическими потрясениями,
политическими преследованиями, голодом. Среди эмигрантов было много католиков,
особенно из Ирландии. К середине XIX века католическая церковь стала самой
крупной религиозной организацией в стране. За счет эмигрировавших в Северную
Америку немцев и скандинавов выросло число лютеран. Эти группы людей ставили
перед собой цель создания нового общества на новой земле. Они основывали
разнообразные
братства, общества и
поселения.
В
1816 году появилось Американское библейское общество, отводившее главную роль
миссионерской работе. Появились и женские миссионерские общества,
превратившиеся с течением времени в различные женские организации. Десятилетие
спустя был организован Женский христианский союз трезвости, который
стал основным защитником прав женщин.
В
начале XIX века произошли революции в латиноамериканских странах. В Мексике
возглавленная одним из священников революция победила, и в 1821 году было
объявлено о создании нового государства. В 1816 году независимости добилась
Аргентина, а в 1821 была установлена независимость Перу. Симон Боливар
возглавил борьбу против колониального гнета за независимость Венесуэлы — в
1825 году он добился победы и стал президентом нового государства на территории
Верхнего Перу, названного в его честь Боливия.
В
Северной Америке новая волна революций началась в середине XIX столетия. Еще
до объявления независимости находились люди, которые утверждали, что в новом
государстве не должно быть такого позорного явления, как рабство. В 1817 году
было создано общество, занимающееся выкупом рабов и возвращением их в Африку.
Против рабства выступали, в основном, на Севере, где экономическая система не
базировалась на рабском труде, тогда как на Юге проповедовали, что рабство — институт,
установленный самим Богом.
После
избрания президентом США Авраама Линкольна (1861—1865), выступавшего за отмену
рабства, начался вооруженный конфликт между Севером и Югом. Южные штаты
отделились и создали Конфедерацию, войска которой начали гражданскую войну. Со
стороны Севера война велась за восстановление единства страны, ликвидацию
системы рабства и бесплатное наделение землей. Война продолжалась с 1861 по
1865 годы и закончилась победой Севера.
После
войны Юг фактически превратился в колонию Севера. Белые южане могли принимать
участие в общественных и политических делах, если это не наносило ущерб
экономическим интересам Севера. Не имея возможности свести счеты с белыми
северянами, южане излили свой гнев на чернокожих, которых северяне стали
определять на ответственные должности. Южные церкви проповедовали расизм, поэтому чернокожие
организовывали собственные церкви и на Севере и на Юге. Эти церкви были
институтами, которые открывали путь чернокожим к руководящим должностям,
сплачивали их и, в конечном итоге, породили движение чернокожих за свои
гражданские права.
|