Московская
митрополия, став фактически независимой от Константинополя, вынашивала планы
поставить своего патриарха.
В 1586 году в Москве побывал Антиохийский патриарх Иоаким. Царь Феодор Иоаннович начал
вести с ним переговоры об установлении в России патриаршества. Иоаким отвечал, что он не уполномочен решать
столь важный вопрос, но обещал переговорить об этом с остальными восточными патриархами, в первую
очередь с Константинопольским патриархом Феолиптом. Но когда Иоаким отбыл из
Москвы, обнадежив Московского царя, Феолипта свергли с патриаршего престола, на
который возвратили бывшего до этого в ссылке патриарха Иеремию II.
Резиденция
патриарха в Константинополе была разорена турками, и Иеремие не оставалось
ничего другого, как ехать на поклон к русскому царю за финансовой помощью.
Встретили Константинопольского патриарха в Москве очень торжественно.
Во-первых, старейший патриарх впервые посетил столицу России. Во- вторых, он
привез в дар московской митрополии мощи многих святых. В-третьих, ко времени
его приезда царский шурин Борис Годунов поставил митрополитом своего любимца
Иова, которого хотел возвысить до звания патриарха.
По
поручению царя Феодора Годунов начал вести с Иеремией переговоры о русском
патриаршестве. Но тот не был готов к такому разговору; возможно, Иоаким не
успел сообщить ему о желании русских, а может Иеремия сделал вид, что впервые
слышит об этом. Тогда русские пошли на хитрость. Они предложили Иеремии стать
Московским патриархом, сохраняя звание Вселенского патриарха. Иеремия, пораженный
блеском и богатством русской столицы, выразил согласие. Получив принципиальное
согласие Константинопольского патриарха на установление патриаршего престола
в Москве, русские объявили ему, что, поскольку московская кафедра занята
митрополитом Иовом, ему, Иеремии, надлежит проживать во Владимире, где
когда-то помещалась древняя резиденция русского митрополита. К такому повороту
дела Иеремия не был готов. Он понимал, что патриарх, отдаленный от царя, не
имеет настоящей силы и значения, и от пребывания во Владимире отказался
наотрез. Тогда Феодор Иоаннович послал к Иеремии бояр с просьбой возвести великого
митрополита Московского Иова в патриаршье звание, и теперь Константинопольский
патриарх не смог отказаться. О том, кого избирать, и русские архиереи, и Константинопольский
патриарх заранее знали. Наречение Иова в патриархи произошло в 1589 году в
царских палатах, а в Успенском соборе Кремля состоялось избрание патриарха
Московского и всея Руси. Так завершилась первая в истории Русской церкви реформа.
Вторая
началась при царе Алексее Михайловиче в середине XVII века. Инициатором ее
проведения выступил Московский патриарх Никон. Он издал ряд указов, стремясь
внести порядок в форму богослужения. В 1654 году Никон собрал поместный собор,
подтвердивший его указы, и постановил пересмотреть и исправить богослужебные
книги, копии которых сильно отличались одна от другой.
Простые
люди восприняли его нововведения как надругательство над самой православной
верой. Недовольных объединил вокруг себя бывший друг Никона протопоп Аввакум.
Он и его единомышленники стали именовать себя старообрядцами. Сторонники же
Никона называли ревнителей старого благочестия раскольниками. Старообрядцы
объявили царя антихристом, так как он поддержал реформы Никона. Государство
ответило противникам реформ ссылками и казнями. Позже царь изменил свое
отношение к Никону и стал самостоятельно управлять церковью.
На
соборе 1666—1667 годов была подтверждена правильность всех реформ, а старообрядцы
преданы анафеме. Последние ответили массовыми самосожжениями. В огне погибло
не менее 20 тысяч человек.
Смысл
реформ, проводимых Петром I, сводился к тому, чтобы лишить церковь патриарха
и заменить его коллегией, которая должна была подчиняться царю. В 1700 году
умер патриарх Адриан, но Петр медлил с выборами нового патриарха, хотя
назначил молодого украинского архиерея Стефана Яворского местоблюстителем
патриаршего престола.
В
1711 году он уполномочил Сенат управлять церковными делами. В 1720 году советник
царя по духовным вопросам Феофан Прокопович подготовил «Духовный регламент», по
которому Петр и создал высший орган управления церковью — Святейший Синод. Согласно «Духовному
регламенту», царь являлся верховным надзирателем за церковью. Руководил
Синодом назначенный им обер-прокурор, человек светский.
В
1723 году Синод как высший орган управления церковью был признан Вселенским
патриархом и всеми восточными патриархами.
|