Елизавета
I (1558—1603) учредила в Англии церковь с умеренной кальвинистской богословской
системой. Благодаря этому ей удалось соблюсти равновесие между консерваторами,
стоявшими за старые обычаи, и кальвинистами, считавшими, что церковная жизнь
должна следовать исключительно библейским нормам.
После
ее смерти на английский престол взошел сын Марии Стюарт Яков I (1603— 1625),
король Шотландский, горячий поклонник абсолютизма. В это время еще существовала
церковь, по своему устройству близкая к идеалам пресвитерианства, отвергающая
власть епископа и придерживающаяся самоуправления церковной общины. В Шотландии
Яков I ненавидел пресвитериан, так как они не позволяли ему усилить королевскую
власть и не оказывали ему должного почтения. Английские пресвитериане желали,
чтобы король отказался от системы епископского правления, но Яков I говорил: «Без
епископов нет короля».
Англичане
считали Якова иностранцем. Им были недовольны купцы, потому что король
проводил политику в интересах дворян и своих бесчисленных фаворитов. Он вызывал
возмущение у католиков, которых явно не преследовал, но считал предателями, поскольку
они оставались верными папе. Очень настороженно относились к нему радикально
настроенные протестанты — пуритане.
Пуритане
выступали против традиционных форм богослужения, видя в них проявление верности
папизму. Они протестовали против использования распятия, ношения священниками
пышных и красивых облачений, совершения евхаристии на престоле. В жизни они
проповедовали простоту, скромность, самоограничение, были противниками
роскоши. Они настойчиво требовали упразднения должности епископов, о которых
ничего не сказано в Библии, и утверждали, что новозаветной церковью управляли
пресвитеры (т.е. старейшины), поэтому истинно библейская церковь должна следовать
данному примеру.
Между
пуританами были некоторые расхождения, но в целом они представляли серьезную
силу. Множество пуритан входило в состав нижней палаты парламента, или палаты общин. Якову приходилось с ними считаться и время
от времени делать им ряд уступок, но только не в вопросе епископства. Несмотря
на
уступки,
напряженность в отношениях между официальной церковью, поддерживаемой королем,
и пуританами сохранялась. А после того как архиепископ Кентерберийский добился
постановления, в котором епископская иерархия была объявлена установленной
свыше, резко выявилось противостояние между королем и епископами, а также
парламентом, которое позже привело к войне. В 1604 году король принял ряд
постановлений антипуританской направленности. Был принят закон и против
католиков. Пуритане пока в открытую конфронтацию с королем не вступали.
На
протяжении многих лет продолжались напряженные отношения между королевской
властью и парламентом. Наибольшей остроты они достигли при английском короле
Карле I.
Король
собрал войска, чтобы силой оружия положить конец его конфликту с парламентом,
но у парламента тоже была своя армия. Обе стороны готовились к войне.
В
это время все большее влияние на парламент стал оказывать один из членов палаты
общин пуританин Оливер Кромвель. Главным оплотом армии короля была кавалерия,
и при содействии Кромвеля у парламента тоже появилась мощная кавалерийская
часть. Произошло сражение королевских войск с повстанцами, в котором армия
короля была разбита. В военном лагере Карла I нашлись доказательства, что он
действительно затевал интригу против Англии с помощью католических держав. В
рядах пуритан не было согласия по многим вопросам, а парламент конфликтовал с
армией, желавшей установить порядок и всеобщее равенство. Воспользовавшись
этой сумятицей, Карл I повел борьбу за возвращение своей единоличной власти: он
пообещал шотландцам установить в Шотландии и Англии пресвитерианство, а
заручившись их поддержкой, вступил в тайные переговоры с парламентом. Но
пуританская армия разгромила шотландцев, пленила короля, очистила парламент от
лордов. Карл I в 1649 году был казнен.
Шотландцы
признали своим королем Карла II, сына казненного короля. Англией же стал править
Оливер Кромвель. От английской короны, предложенной ему парламентом, он
категорически отказался. Но в это время всеобщего хаоса и безвластия он стал
подлинным хозяином страны, приняв титул лорда-протектора.
Кромвель
показал себя сторонником веротерпимости. Его реформы устраивали и сторонников
епископского правления, и пресвитериан. Он запретил скачки, петушиные бои, ввел
ограничения в театральные представления, посвятил воскресный день исключительно
религиозным делам, т.е. всячески старался реформировать нравы в Англии.
Кромвель мечтал о создании сильной республики, но установить республиканский
строй ему не удалось. В 1658 году он умер. Вместе с его смертью исчез
протекторат и встал вопрос о восстановлении монархии.
Парламент
призвал Карла II занять королевский престол в Англии. В нем уже не было
пуритан, поэтому новый парламент восстановил епископское правление. Пуритане и
шотландские пресвитериане подверглись преследованиям. Карл II на смертном одре объявил себя
католиком. В Шотландии полным ходом шло возрождение католичества; англичане
опасались, что у них произойдет то же самое.
После
государственного переворота в Англии в 1689 году королем был провозглашен Вильгельм
III Оранский. В Шотландии государственной религией стало пресвитерианство. В
Англии свободу вероисповедания предоставили всем, кто присягал на верность
королю; тем, кто не хотел приносить присягу, предоставлялась свобода
вероисповедания при условии не участвовать в заговорах против короля.
|